19 июня 2021 19:24

Жёсткий разбор

Крушение на перегоне Нара – Бекасово-1, произошедшее 20 мая, стало темой расширенного правления ОАО «РЖД»

«Разбор полётов» провёл президент компании Владимир Якунин. По-другому и быть не могло – погибли люди. И следовало выяснить истинные причины трагедии, устранить вскрытые в этой связи недоработки, принять меры к их недопущению впредь.
Напомним, что крушение произошло 20 мая на перегоне Нара – Бекасово-1 Московско-Смоленского региона Московской дороги. В грузовом поезде был допущен сход 15 вагонов с нарушением габарита и последующим столкновением с вагонами пассажирского поезда Москва – Кишинёв. В результате грузовой поезд попросту снёс один из вагонов пассажирского поезда. Пять пассажиров погибли на месте, шестой скончался по дороге в больницу. Более 25 человек получили травмы различной степени тяжести.

Как такое могло произойти – это и стало предметом разговора на самом высоком уровне ОАО «РЖД».

Выяснить причины крушения и принять все меры к тому, чтобы подобное никогда не повторилось, – такую задачу поставил перед правлением президент компании Владимир Якунин.

Гибель людей – величайшая трагедия, ставящая под сомнение профессионализм многих работников компании, поэтому разговор на правлении был жёстким, предметным и откровенным. В ходе разбора Владимир Якунин входил во все технологические тонкости и разбирал психологические особенности каждого причастного к крушению сотрудника холдинга.

Сегодня двое из них уже находятся под следствием. Но «искать стрелочника» и взваливать всю вину на исполнителя – не метод компании. Трагедия выявила упущения в работе, которые нуждаются в немедленном устранении.

Крайне жёсткая оценка была дана Владимиром Якуниным всей службе путевого хозяйства Московской дороги. Как говорится в Техническом заключении комиссии ОАО «РЖД», «причиной схода вагонов в составе грузового поезда явилось изменение геометрии пути (выброс) вследствие нарушений технологии производства путевых работ по рихтовке пути в период высоких температур окружающей среды при недостаточном количестве балласта в шпальных ящиках, что привело к потере устойчивости рельсошпальной решётки из-за наличия температурных напряжений в рельсовых плетях с последующим её смещением в горизонтальной плоскости в момент прохождения грузового поезда».

В материалах внутреннего расследования значится, что вопреки телеграмме начальника Центральной дирекции инфраструктуры Владимира Супруна бригада из восьми человек утром 20 мая взялась выправлять путь. Между тем телеграмма категорически запрещала работать на бесстыковых участках пути при температуре, превышающей 25 градусов.
«Кто послал бригаду на путь?» – спросил президент компании. И этот вопрос стал одним из основных в разборе, потому что он выявил целую цепь серьёзных недостатков в кадровой работе подразделения МЖД. Как считает начальник Юго-Восточной дирекции инфраструктуры Сергей Богатырёв, путейцы «хотели перевести с хорошего километра в отличный». Однако – «доулучшались».

Злую шутку сыграл с бригадиром Соколовым и его опыт работы при отсутствии специального образования. Как явствует из его письменных объяснений, бригадир так и не понял причину схода.

Конечно, окончательную точку в деле поставит следствие, но и сегодня уже многое ясно. Принявшись, вопреки запрету, выправлять путь, бригада поняла, что не справляется с задачей. Да и как было справиться, если «липа», выражаясь словами Владимира Якунина, копилась в течение долгого времени. По документам плети на участке были уложены в 2004 году и до 2010 года эксплуатировались без сезонной разрядки. По журналу учёта службы температурного режима температура рельсовых плетей составляла +35 по Цельсию. Однако начиная с 2010 года производились смена рельсов в уравнительных пролётах и общее их удлинение. Самое страшное, что в журнале записей об этом не было. А риски на маячных шпалах закрашивались краской. Вот этот прямой обман и есть самое страшное, что в конечном счёте и привело к трагедии. Причём, как выразился первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, ставить сегодня подобные риски – это вообще «каменный век». Отныне вместо них будут применяться металлические плашки.

Могли ли вышестоящие руководители заметить неисправность пути – это также обсуждалось на правлении. Ведь не так давно проходил весенний комиссионный осмотр начальников дорог.

Бесстыковой путь требует к себе повышенного внимания. По статистике подавляющее большинство сходов последних лет происходило именно на бесстыковом пути. Как отметили члены правления, причина в несоблюдении технологической дисциплины. Поэтому вторая часть правления целиком была посвящена технологическим вопросам инфраструктурного блока.

Как подчеркнул вице-президент ОАО «РЖД» по безопасности Шевкет Шайдуллин, проверка центрального аппарата и структурных подразделений инфраструктурного блока подтвердила низкую результативность внутренних аудитов.

Как сформулировал старший вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк, причин трагедии три. Это нарушение технологии, незнание инструкций и низкая квалификация персонала в путейском хозяйстве. От бригадира до начальника дистанции.

При этом, как подчеркнул президент компании Владимир Якунин, не сработала вертикаль. Взыскания получили её причастные работники на всех уровнях.

Как исключить человеческий фактор из технологического процесса – свои предложения на эту тему выдвинул вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов. В частности, предложенные им меры должны исключить формальный подход в обучении персонала.

Первый вице-президент Вадим Морозов напомнил о принятом президентом компании решении о тотальной готовности инфраструктурного комплекса к летним пассажирским перевозкам. Комиссионный осмотр, по словам Вадима Морозова, выявил более 250 тыс. нарушений на сети. Из них 14 тыс. требуют предупредительных и запретительных мер. Однако на 30 мая треть выявленных нарушений оставалась неустранённой. При этом наибольшее их количество приходится на Горьковскую, Юго-Восточную, Южно-Уральскую, Дальневосточную дирекции инфраструктуры, где не устранено по 40% нарушений. Вадим Морозов ещё раз напомнил начальникам дорог, что их прямая обязанность – обеспечение гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. «Сказать, что у нас только одна беда на Московской дороге, было бы большой ошибкой», – подчеркнул Вадим Морозов.

Подводя итоги, Владимир Якунин заявил, что разговор о персональной ответственности руководителей ещё не закончен. Будет создана рабочая группа, которой предстоит разобраться с положением дел. Но речь идёт не только о поиске виноватых и их наказании. Президент компании подчеркнул, что приведший к крушению сбой в управляемости повториться не должен. Рабочая группа рассмотрит все предложения по оптимизации работы путевого комплекса. По словам Владимира Якунина, они будут оформлены специальным решением.

Особо остановился он и на кадровом вопросе. «Ещё раз повторяю: сокращение персонала допустимо лишь там, где мы видим отсутствие работы. Наша задача – извлекать для себя уроки из недостатков, которые мы вскрываем», – заявил Владимир Якунин.

Михаил Кованцев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30