24 июня 2021 11:31

На дорогах внедряют системы контроля расхода топлива

На нашем предприятии за несколько лет успешно используются аппаратно-программные комплексы «Борт» для экономии горючего.
В настоящее время все 95 наших тепловозов оборудованы данными устройствами, позволяющими контролировать расход дизельного топлива, в том числе выявлять случаи его несанкционированного слива. Важно, что комплекс показывает также наличие воды в топливном баке. Это позволяет исключить случаи заклинивания топливных насосов высокого давления.

При отказе штатно-измерительных приборов машинисты пользуются данными измерений параметров комплекса «Борт». А при возникновении брака в работе эта информация является базой для объективного расследования и принятия мер реагирования. Зачастую данные комплекса подтверждают правильность действий локомотивных бригад в спорных ситуациях.

Анализ работы комплекса в течение нескольких лет показал, что он эффективен при чётком соблюдении регламента эксплуатации и ремонта локомотивов с учётом полученной от него информации. По данным дорожного топливно-энергетического центра Западно-Сибирской железной дороги, экономический эффект от внедрения новшества в депо за пять лет превысил 47 млн руб. даже с учётом затрат на его приобретение, монтаж и обслуживание.

Интересно, что больше всего топлива удалось сберечь с помощью комплекса в первые два года после его внедрения. Дело в том, что именно такое время необходимо людям, чтобы понять бесполезность попыток несанкционированного слива топлива. Благодаря «Борту» время похищения горючего можно выявить с точностью до минуты.

Кроме того, некоторое время понадобилось для устранения неисправностей в тепловозах, которые мешали довести топливную экономичность до заявленной в паспорте. Считаю, что целесообразно при оценке эффективности внедрения подобных систем принимать за базовый не предыдущий год эксплуатации, а год, предшествующий внедрению системы.

Опыт использования комплекса на тепловозах помог установить, что объём расхода горючего только на 5% зависит от профессионализма машинистов, а остальные 95% – от технического состояния локомотива. Сейчас в нашем депо нет ни одного тепловоза, у которого дельный расход дизельного топлива превышал бы паспортные данные. Большая заслуга в этом мастера участка реостатных испытаний Михаила Кузнецова и технолога ремонтного депо Московка Людмилы Расщукиной, которая обрабатывает информацию с АПК «Борт».

Совместная работа специалистов депо Омск и Московка позволила сократить количество нарушений режимов эксплуатации локомотивов на 70%. С помощью сотрудников НИИТКД в настоящее время ни один тепловоз не выходит на линию с неисправным комплексом. Это особенно важно в условиях, когда существующая в отрасли система нормирования расхода дизельного топлива не в полной мере учитывает большую вариативность работы маневрового тепловоза и его текущее техническое состояние.

Благодаря данным комплекса «Борт» машинист может доказать, что расход топлива за рейс соответствует выполненной работе или превышает нормативный показатель из-за состояния локомотива. По этой причине повышается объективность при премировании машинистов.

Могу отметить, что аппаратно-программный комплекс «Борт» стал хорошим помощником в нашей работе. В депо улучшился контроль за расходом дизельного топлива, техническим состоянием тепловозов, а также качеством выполняемого ремонта. Вместе с тем, наибольшую эффективность использования новшества можно достичь при оборудовании комплексами всего парка локомотивов в депо.

Александр Тараненко,
начальник эксплуатационного локомотивного депо Омск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30