15 июня 2021 15:37

Право управления

Расширенные возможности старшего диспетчера помогли консолидировать работу всех подразделений производственного блока

Старшему дорожному диспетчеру Северной дирекции управления движением расширили полномочия и предоставили новый информационный ресурс для принятия решений.
Раньше старший диспетчер руководил работой диспетчерского аппарата лишь своего предприятия. Теперь он также координирует действия оперативного персонала дирекций инфраструктуры, тяги и ремонта локомотивов, тесно взаимодействует с дежурным персоналом центрального аппарата ОАО «РЖД» и коллегами с соседних дорог.

Для того чтобы старший диспетчер мог моментально получать все нужные сведения и влиять на процессы, происходящие на Северном полигоне – Северной, Московской, Горьковской, Октябрьской дорогах, специалисты СЖД создали информационное интерактивное табло. Оно объединило элементы автоматизированных систем, используемых в Диспетчерском центре управления перевозками, Центре управления содержанием инфраструктуры и Центре управления тяговыми ресурсами Северного полигона.

Табло в реальном режиме времени отображает информацию, необходимую для руководства перевозками и обеспечения их контроля. Так, на мнемосхеме текущего поездного положения полигона видны факт и прогноз сдачи вагонов по междорожным стыкам, причём в сравнении с заданием Центральной дирекции управления движением, наличие готовых поездов в узлах по направлениям движения, количество локомотивов и бригад в пунктах оборота, параметры работы сортировочных станций. А таблица «Выполнение основных показателей работы дороги» даёт полную картину эксплуатационной деятельности СЖД на текущий момент и в отчётные периоды.

Сигнальные функции табло информируют о выполнении графика движения пассажирских и пригородных поездов, об отказах технических средств с отражением места и продолжительности отказа, предупреждениях по ограничению скорости, наличии и подходе неполносоставных и неполновесных поездов, подъёме и движении пожарных и восстановительных поездов. Нажатием кнопки можно справиться о ремонтных «окнах» с разбивкой по регионам, «брошенных» поездах и проследовании грузовых по твёрдым «ниткам» графика.

«На табло я вижу в режиме онлайн весь полигон: и свою дорогу, и главные направления соседей – сколько у них локомотивов в основных узлах, сколько поездов на участках, есть ли нарушения плана формирования, даже предупреждения и отказы сразу высвечиваются, – отметил старший дорожный диспетчер Михаил Королёв. – Это облегчает прогнозирование ситуации – как дорога будет пропускать поездопотоки, как сосед будет их принимать». По его словам, старшему диспетчеру развязали руки для быстрого решения многих проблем, после освоения новой техники работать стало легче, а установленная на рабочем месте IP-телефония позволяет не только слышать, но и видеть собеседника, общаться глаза в глаза.

«Теперь старший дорожный диспетчер имеет возможность влиять на все процессы, происходящие на полигоне, – рассказал «Гудку» начальник Северной дирекции управления движением Сергей Манцевич. – Он уполномочен принимать управленческие решения, оперативно связываться с коллегами на Северном полигоне для решения любых вопросов. На нём и значительная доля ответственности за чёткое взаимодействие всех участников перевозочного процесса».

В помощь старшему диспетчеру введена должность оператора, который доводит до причастных распоряжения и контролирует их выполнение, а также готовит необходимые документы для организации сменно-суточного планирования. В команде, работающей у табло, есть также инженер по местной работе. Он контролирует доставку вагонов с местным грузом и пропуск поездов по выделенным «ниткам» графика.

На СЖД отмечают, что усиление роли старшего дорожного диспетчера помогло не только синхронизировать действия участников перевозочного процесса в границах магистрали, но и организовать более слаженную работу с соседними магистралями. В итоге северяне вышли на пиковые для себя размеры передачи вагонов по стыкам и резко снизили непроизводительные потери в хозяйстве перевозок.
«Новый статус старшего дорожного диспетчера и инновационное табло – первый шаг к формированию Центра эксплуатационной деятельности с границами управления, выходящими за пределы отдельных дорог. По сути, это готовый прообраз такого центра», – подчеркнул первый заместитель начальника СЖД Сергей Альмеев. По его мнению, в эту структуру должны войти специалисты не только центров управления тяговыми ресурсами, управления перевозками, управления содержанием инфраструктуры и фирменного транспортного обслуживания, но и формируемых центров управления пассажирскими перевозками и ситуационных центров безопасности. Она объединит все ключевые бизнес-блоки и расширит границы нормирования и планирования ресурсов до полигонной модели.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30