20 июня 2021 02:58

Непростая судьба одного участка

Малая Октябрьская дорога состоит из двух не связанных между собой участков: исторического, расположенного в Озерках, и нового, проложенного вдоль существующей ветки железной дороги от станции метро «Купчино» до города Пушкина. Все торжества проходили на новом, южном участке.
По функциям участки идентичны, разница лишь в том, что на северном воспитанники могут пройти практику по специальности «дежурный стрелочного поста».

Южный участок оборудован по последнему слову техники. Здесь эксплуатируется тепловоз ТУ10-001 «Колибри», новые пассажирские вагоны, уложены автоматические стрелки. Для обеспечения безопасности движения используется тональная автоблокировка. Именно она доставляет немало хлопот в период подготовки к открытию магистрали - для обеспечения её работы необходим надёжный электрический контакт колеса с рельсовыми нитями, но ржавчина, образующаяся за время зимнего перерыва в движении, препятствует ему.

МОЖД столкнулась с такой проблемой первой из всех узкоколеек: на большинстве из них, большей частью промышленных, блокировки не существует как таковой. Там же, где она есть, в большинстве случаев это полуавтоматическая блокировка. Первой попыткой решения проблемы была многократная прокатка участка тепловозом. Однако результат не соответствовал ожиданиям, да и большие эксплуатационные расходы не позволили принять этот метод как постоянный. Решение было найдено в прошлом году: на узкоколейную мотодрезину, известную под названием «Пионерка», установили бензогенератор и две лентошлифовальные машины. Тогда «Пионерка» отработала с блеском в буквальном смысле.

Перед началом нынешнего сезона на Малую Октябрьскую была доставлена электродрезина, работающая от аккумуляторов. Разработка выпускника ПГУПСа, а позднее старшего преподавателя этого вуза Сергея Харебова оснащена углошлифовальными машинами – «болгарками». При большем числе оборотов по сравнению с лентошлифовальными машинами «болгарки» обеспечивают более эффективную шлифовку за меньшее количество проходов. Результат не заставил себя долго ждать – рельсовые нити блестят, как новые.

На северном участке тоже работы велись полным ходом. Начальник дороги Владимир Чиликин рассказал, что было организовано пять субботников, на которых работники «большой» дороги привели в порядок хозяйство Малой после зимы: убрали мусор, покрасили вокзальные здания, подвижной состав. Участок, открытие которого запланировано на 4 июня, полностью готов к очередному сезону.

У этого участка непростая судьба: открытый в 1948 году, изначально он имел протяжённость около 10 км. Но на дорогу уверенно наступали новостройки Ждановского, а ныне Приморского района Санкт-Петербурга. Постепенно протяжённость участка сократилась до нынешних 2 км.

В конце 90-х здесь было реализовано интересное инженерное решение. За Новоорловским лесопарком находится несколько предприятий, к которым идёт ветка от станции Шувалово ОЖД. Конечная станция МОЖД – Береговая – находится на берегу красивого карьера, а сама дорога через лесопарк весьма живописна. Так вот, внутри широкой колеи подъездного пути был проложен третий рельс таким образом, что между ним и одним из наружных рельсов образовывалась колея 750 мм. Подача вагонов по этой ветке осуществлялась крайне редко. И у этого решения был один недостаток. До выхода на ветку третий рельс был проложен внутри одного из боковых путей станции Шувалово. Таким образом под отстой вагонов его уже не используешь. Плюс сложные вопросы блокировки – как не допустить на один путь ширококолейный и узкоколейный поезда одновременно. В результате за свой первый (и последний) сезон 2000 года до станции Береговая было сделано лишь несколько поездок. Сегодня третий рельс снят, и о существовавшей некогда станции напоминает заросшая кустарником платформа да стрелочные переводы с трёх-рельсового пути. Ну а с автомобильного переезда на улице Заповедной третий рельс пока не демонтировали. Уникальное по всем меркам решение, увы, оказалось не доведённым до логического конца.

В марте в городе появились слухи, что участок хотят закрыть. Территория, прилегающая к трассе, отдана под застройку коттеджами и таун-хаусами. И без того миниатюрный, ограниченный с севера станцией Шувалово, а с юга – жилыми кварталами, участок должен прекратить существование. Многие петербуржцы выступили против этой идеи и даже организовали сбор подписей в поддержку Детской дороги. Одна из подписавшихся, Светлана, рассказывает: «К сносу дороги отношусь отрицательно. Ждём с дочкой открытия сезона, хотим прокатиться на поезде. Да и место – единственное тихое у нас в районе». Её поддерживает предприниматель Дмитрий: «Не хотелось бы, чтобы здесь разворачивался мегаполис».

Накануне Дня защиты детей жители Озерков и Коломяг, среди которых немало творческой интеллигенции, организовали концерт в поддержку «своего» участка. Вспомнив старинную традицию музицирования на вокзалах, они пытались донести до всех крик своей души: «Оставьте дорогу детям!»

Между тем, как заявил «Гудку» заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов, о закрытии северного участка речи не идёт. «Ребят, желающих летом провести время на Детской дороге, больше, чем позволяют возможности МОЖД. Мы бы и третий участок открыли, если бы была возможность, - отметил он. - Более того, рассматриваем вопрос превратить северный участок Детской дороги в ретровариант».

А недавно зампред Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Анденко отметил, что город поддерживает планы ОЖД относительно развития Детской дороги.

Сергей Вершинин
Яна Позолотчикова
Фото автора


Справка «Гудка»
На МОЖД обучается 1,4 тыс. детей по специальностям «дежурный по станции», «дежурный стрелочного поста», «осмотрщик вагонов», «проводник – диктор-экскурсовод» (во время поездки ведёт экскурсию для пассажиров), «начальник поезда», «помощник машиниста», «машинист». Разделение по классам – по годам обучения. Все воспитанники – учащиеся школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30