19 июня 2021 18:15

Не сулите золотые горы

Как бы ни было тяжело, какие бы сюрпризы ни преподносила судьба, ни разу не пожалел о сделанном когда-то выборе

Более полувека назад, в сентябре 1956 года, став студентом Бакинского техникума железнодорожного транспорта, я на всю жизнь определил свою дальнейшую судьбу, которая, как мне видится теперь, иною и быть не могла.
Немало памятных событий и добрых воспоминаний в моей жизни связано с железнодорожным вокзалом в Нижнем Тагиле
Закончив обучение, попросил МПС послать меня на Свердловскую дорогу. Просьбу мою удовлетворили, и в апреле 1959-го я получил направление на станцию Свердловск-пассажирский.

Молодой и здоровый, полный желания познать на деле профессию, с интересом наблюдал за чёткими, выверенными действиями своего наставника, составителя поездов, депутата городского совета Григорьева, который многому меня научил тогда. На станции в то время господствовали маневровые паровозы, двухосные пассажирские вагончики с винтовым сцеплением. Чтобы управляться с этим хозяйством, требовались быстрота, ловкость и сноровка, умелые действия. Я же был молод, хотелось на деле показать свои способности, приобретённые в техникуме знания, вот и старался изо всех сил. И надо сказать, у меня это получалось неплохо. Я радовался, что быстро вписался в коллектив, что со мной уважительно беседуют имеющие опыт работы и немало наград составители поездов и до призыва в армию учат всем тонкостям профессии.

Армейская служба немного затянулась из-за Карибского кризиса, но в январе 1963-го я снова был в Свердловске. Легко и довольно быстро (видимо, сказалась хорошая школа, пройденная мною до службы) освоил обязанности дежурного по парку, дежурного по отправлению и даже дежурного по пульту маршрутно-релейной централизации. А чуток позже, перейдя в Нижне-Тагильское отделение, работал начальником станций Ива и Сан-Донато, потом трудился поездным диспетчером на участке от Смычки до Алапаевска и от Нижнего Тагила до Исети. Тогда строился второй путь от Смычки до Свердловска, соответственно, требовались квалифицированные кадры. Видимо, поэтому меня вскорости как молодого и подающего надежды специалиста назначили ревизором отдела движения. Позже довелось поработать и помощником ревизора по безопасности движения. Затем в течение шести лет был заместителем начальника отдела движения по технической части.

Вопросы обеспечения погрузки и выгрузки, трудовой дисциплины, выполнения требований должностных инструкций, безопасности движения поездов держат цепко, полностью владеют тобой, не позволяя думать о чём-то другом. Конечно, это непросто, но, как бы ни было тяжело, с какими бы трудностями ни приходилось сталкиваться, какие бы сюрпризы ни преподносила судьба, ни разу не пожалел о сделанном когда-то выборе. Проходит время, и ты привыкаешь к миру телефонных звонков, вторящих им в унисон локомотивных гудков, общению со многими людьми, проникаешься их интересами, проблемами и радостями. И невозможно без этого представить себе свою дальнейшую жизнь и свою трудовую деятельность.

Это были годы вдумчивого труда, учёбы в институте, реконструкции станций, удлинения приёмо-отправочных путей, ввода в действие второго пути от Смычки до Свердловска, в котором и мне довелось принимать непосредственное участие, чем очень горжусь и по сей день. А главное, конечно же, встречи и общение с удивительными людьми – интересными, умными, воспитанными, эрудированными, о которых можно писать целые тома. Кстати, я не раз рассказывал о них в своё время на страницах «Гудка», дорожной газеты «Путёвка», «Тагильского рабочего». Таких было немало и среди простых тружеников, и, конечно же, среди руководителей. За всю мою жизнь мне довелось иметь дело с разными начальниками. Бывали всякие, и всё же в памяти осталось немало руководителей, отличавшихся широтой кругозора, неординарностью мышления, верностью долгу, честностью и порядочностью в отношении подчинённых, неумением отмахиваться от чужих проблем и лишних вопросов, бескорыстной помощью людям. С ними было приятно общаться, работать, быть их единомышленником. Но ведь и спрашивалось с них гораздо больше, и ответственность на них лежала немалая. Взять хотя бы движенцев. Каждая смена редко похожа на предыдущую. То великодушно одаряет хорошими результатами, то вдруг пугает различными неисправностями устройств СЦБ, подвижного состава, заставляя прилагать максимум усилий, знаний и способностей, практикой проверяя выдержку и сноровку командира движения, его умение пропускать поезда в сложных условиях. В отчаяние можно прийти в такие минуты, сожалея, что связал свою судьбу с транспортом, выбрав такую хлопотную и неблагодарную долю. А может, наоборот, именно в таких ситуациях проверяется характер, мобилизуется воля, приобретается опыт и уверенность в себе. Сули такому командиру золотые горы, обещай покой и благополучие – не уйдёт, не покинет своего места, всё стерпит, проанализирует, будет упорно изучать инструкции, технические устройства на станции, расширять кругозор, чтобы в нужный момент использовать полученные знания, выдержку, умение для безопасного пропуска потока поездов. Во всяком случае, именно так было в то время.

В человеке прежде всего привлекает окружающих нравственный стержень, именно такими людьми всегда была богата железнодорожная отрасль. Всех, конечно, сейчас не упомнить и не перечислить. Но как не назвать, скажем, заместителя начальника Нижне-Тагильского отделения, ставшего позже заместителем начальника Свердловской дороги Геннадия Васильевича Андросова, начальника Нижне-Тагильского отделения Михаила Петровича Шапошникова, министра путей сообщения Леонида Ивановича Матюхина, работавшего в своё время заместителем начальника отделения, начальника станции Смычка почётного железнодорожника Виктора Афанасьевича Очеретного, главного инженера службы движения Владимира Филипповича Шарфа, начальника службы движения дороги Дмитрия Моисеевича Дашевского, заместителя начальника отдела движения Александра Алексеевича Кожевникова, начальника станции ГРЭС почётного железнодорожника Марию Николаевну Кучину.

Список этот можно продолжать и продолжать. Эти люди оставили добрую память не только в моём сердце, но и в сердцах многих воспитанных ими специалистов, проложили заметный след в развитии отрасли, внедрении и освоении новой техники на Свердловской дороге.

Иван Павлов,
ветеран труда
Новоуральск, Свердловская обл.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30