20 сентября 2021 09:00

Вместо рыбы

На Сахалине появился ещё один канал для экспорта угля

После долгих лет простоя возобновил работу незамерзающий Невельский морской рыбный порт. Дальневосточная дорога получила возможность компенсировать снижение перевозок угля благодаря экспортным поставкам.
С 2003 года порт на юге Сахалина находился в состоянии банкротства, пока в 2010-м долги основного стивидорного предприятия не выкупил инвестор. После смены собственника проведена реконструкция порта, так что сегодня он может работать с различными грузами.

Сейчас через Невельск экспортирует продукцию крупный угледобытчик острова – ООО «Горняк-1». «В прошлом месяце предприятие отгрузило порядка 35 тыс. тонн угля, а до конца мая по железной дороге планируется отправить в Невельск 14 тыс. тонн твёрдого топлива», – проинформировал заместитель главного инженера ДВЖД по Сахалинскому региону Владимир Кривозубов.

Таким образом, для вывоза сахалинского угля появилось ещё одно направление с участием железной дороги. (Прежде погрузка на экспорт шла преимущественно в адрес Холмского морского торгового порта.)

Уголь – стратегическая номенклатура для островной магистрали, но его перевозится всё меньше вследствие поэтапной газификации объектов энергетики. Так, полностью на альтернативный энергоноситель перешла крупнейшая ТЭЦ области – в Южно-Сахалинске. Как следствие, в январе – апреле со станций Сахалинского региона ДВЖД отправлено чуть более 271 тыс. тонн угля – это лишь 40% к аналогичному показателю 2008 года. При этом по сравнению с прошлым годом погрузка угля составила 91,6%.
«Если бы не привлечение на железную дорогу дополнительных объёмов угля, в том числе следующего на экспорт (в перевозках угольной продукции на Сахалине активно задействован и автотранспорт. – Ред.), этот разрыв мог быть больше», – констатировали в Сахалинском агентстве фирменного транспортного обслуживания.

В министерстве энергетики и ЖКХ Сахалинской области отметили, что процесс сокращения внутреннего рынка угля закономерен. Угольщики острова переориентировались на поставки продукции за границу. В первом квартале 2014 года они экспортировали в страны Азиатско-Тихоокеанского региона более 280 тыс. тонн угля, что в 3,3 раза больше, чем в январе – марте 2013-го. Из этого объёма 222,3 тыс. тонн отгружено в Китай, остальное – в соседнюю Японию.

На увеличение отправок, уточнили в министерстве, повлияла в том числе благоприятная ледовая обстановка минувшей зимой – впервые за несколько лет отгрузка на флот производилась в замерзающих портах острова, таких как Шахтёрск. Дальнейший рост в ведомстве связывают и с возобновлением перевалки в Невельске.

По словам руководителя Невельского района Владимира Пака, руководство ООО «Горняк-1» развивает рынок сбыта. Ведётся разработка новых угольных месторождений, так что в этом году объёмы производства предприятия увеличатся. «Очень хотелось бы, чтобы в будущем в порт зашли и рыбодобывающие компании», – добавил Владимир Пак.

Кстати, Япония намерена увеличить потребление российского угля. Как сообщил руководитель департамента технических исследований японской корпорации JFE Techno-Research Corp. Нобуфуми Инада, в настоящее время угольная продукция из России занимает третье место (после Австралии и Индонезии) в импорте Страны восходящего солнца. Хотя из ежегодно ввозимых 175 млн тонн угля на Россию приходится менее 11 млн, имеются возможности нарастить поставки, в том числе с Сахалина, за счёт более дешёвой логистики.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31