19 июня 2021 09:16

Сопровождая эшелоны

Железнодорожником уроженец Брянской области Семён Батенко стал на Дальнем Востоке, куда вместе с молодой женой Натальей, родителями, братьями и сёстрами приехал по призыву партии и правительства в 1930-х.
«Планировали добраться до станции Корфовская, но кончились деньги, съестное, так что сошли чуть раньше. Часть родственников – в Кундуре, другая, в том числе мои родители, – в Облучье», – рассказывает дочь Семёна Ивановича Валентина Рылина.

На Дальневосточной дороге тогда кипела стройка. На участке Транссиба от Архары до Хабаровска прокладывали вторые пути, многие станции оборудовали централизацией стрелочных переводов. Рабочие руки были нужны, и Семён сразу устроился кондуктором грузовых поездов.

В ноябре 1936-го 22-летнего парня призвали в армию. Службу проходил здесь же, на Дальнем Востоке, и по специальности – в эксплуатационном железнодорожном полку. Демобилизовавшись спустя два года, Батенко вернулся на прежнюю работу в Облучье. Вскоре родились дочери Нина и Валентина, но мирное время продолжалось недолго.
«Отца на фронт не пустили: он как старший кондуктор сопровождал воинские эшелоны на Запад. Его рабочим местом был открытый тамбур вагона с откидным сиденьем. Надевал овчинный тулуп до пят, валенки, но они не сильно защищали на ходу от сорокаградусных морозов и пронизывающего ветра», – вспоминает Валентина Семёновна.

В октябре 1941-го Семён Батенко сопровождал поезда с техникой и боеприпасами для 78-й дивизии генерала Афанасия Белобородова, которая в ту зиму остановила немцев на Волоколамском шоссе под Москвой. Чуть позже на фронт пошла помощь из Америки.

Большинство грузов до расположения частей Красной Армии доходило по железной дороге, так что темпы перевозок были высокими. Семён спал всего по 3–5 часов в сутки. Бывало, придёт домой, портянки ещё не просохли, а в окно стучат: «Батенко, в поездку».

К прочим лишениям добавился голод. «Родители сами недоедали, спасали нас от голодных обмороков. Потом появились две козы, сажали картошку. Тёплой одежды тоже не было. «Мама Наталья Ильинична, чтобы нас одеть, тоже устроилась на железную дорогу заливальщицей буксов. Было ей тяжело: маслёнка с мазутом весит больше 12 кг, а состав надо с обеих сторон обойти», – рассказывает Валентина Семёновна.

С декабря 1944 года сеть дорог начала подготовку к массовым перевозкам войск уже на Восток – предстояла война с Японией. На Дальневосточной восстанавливали разобранные пути, меняли дефектные рельсы и стрелочные переводы. Летом 1945-го на Восток шло от 22 до 30 поездов ежедневно.

9 августа 1945-го советские войска, перейдя границу, нанесли мощный удар по Квантунской армии и двинулись вглубь Китая. Менее чем за месяц армии трёх фронтов – Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных – заняли обширную территорию Маньчжурии и часть Корейского полуострова, Южный Сахалин и Курилы.
Наступательный успех операции был подкреплён надёжным транспортным обеспечением войск.

В этом есть и частица заслуги Семёна Батенко. Недаром он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

После победы Семён Иванович продолжал трудиться на железной дороге: слесарем, осмотрщиком вагонов. И семья росла: всего у Батенко четыре дочери и два сына.
«Все хорошо учились. Брат Владимир продолжил дело отца: много лет проработал машинистом маневрового тепловоза в Комсомольске-на-Амуре, сейчас водит мотовоз на станции Кундур», – продолжает рассказ Валентина Рылина.

Семён Батенко скончался в 1977 году, ему было шестьдесят два. Его дети разъехались по Дальнему Востоку, но каждый год 23 февраля – в день рождения отца – собираются в Облучье. В этом году они отметили столетний юбилей Семёна Ивановича.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30