19 июня 2021 06:41

Последний у вагона

Залог результативной работы осмотрщика – опыт и желание

Молодой осмотрщик-ремонтник вагонного эксплуатационного депо Могоча Павел Петров в минувшем году обнаружил наибольшее количество трудновыявляемых дефектов, не пропустил 21 неисправность.
Павел работает всего три года и даже не имеет специального образования: окончил Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса по специальности «эксплуатация строительной и дорожной техники». Тем не менее с обнаружением дефектов в родном ПТО он справляется на ура.
«Мне интересно найти неисправность. Их же просто так сразу не увидишь, например те же трещины. В поиске даже есть какой-то азарт», – объясняет Павел.

Но сначала в вагонное депо Могоча он устроился работать слесарем.
«Нужно было устранять неисправности. Идёт осмотрщик-ремонтник и показывает мне, что и где исправить, например колодку поменять», – продолжает он.


Первая трещина

Работа ему по душе, ведь его всегда тянуло к технике, «железу». Он признаётся, что с детства любил «всякие винтики крутить». Павла интересовали механика, свойства металла, особенности литья. Он даже изучал специальную литературу, когда учился в техникуме. И вот знания пригодились на железной дороге.

После окончания школы осмотрщиков для Петрова началась стажировка, и в первую свою самостоятельную смену в январе 2012 года он обнаружил трещину боковой рамы тележки. И эта первая, конечно же, запомнилась особо.
«Работали ещё прежним методом, когда один осмотрщик идёт с правой стороны состава, другой – с левой. Это был грузовой поезд, крытый вагон. Он показался подозрительным, разбитым каким-то. При осмотре я и увидел трещину. Отцепили вагон. Меня тогда старший смены и мастер похвалили», – рассказывает Петров.


Опыт имеет особое значение

Работая, он продолжал постигать вагонные премудрости. Обращался к опытным коллегам, расспрашивал, как делать то, как это. Вместе с другими работниками выезжал обмениваться опытом в разные вагонные депо на Забайкальской. Как-то побывали на ПТО Сковородино.
«Там коллеги из Борзи подсказали нюансы при осмотре надрессорного бруса, какие есть слабые места. И когда мы вернулись в Могочу, рассказали коллегам. После этого с дефектами надрессорных брусьев у нас отцепили около 200 вагонов», – вспоминает Павел.

Он считает, что опыт для осмотрщика имеет особое значение: возрос поток, идут длинносоставные поезда. Поэтому нужно уметь, только увидев состав, понять, какие и где могут скрываться неисправности.

Но главная сложность для Павла поначалу заключалась в графике работы, к которому трудно привыкнуть. Например, если идти на смену с вечера, нужно всю ночь трудиться и не потерять форму для следующего дня.
«Бывает, все 12 часов осматриваем поезда. Особенно зимой, в минус 47, нелегко. Всё время на улице. И одеваться нужно поплотнее, а это несколько сковывает движения», – замечает он.

К тому же зимой изломы случаются чаще. Да и вагоны сейчас идут с большой грузоподъёмностью, с нагрузкой 25 тонн на ось, на новых тележках. И при ударе о рельс нагрузка увеличивается. Поэтому внимание зимой у осмотрщиков особое.


По труду и награда

За 2012 год он обнаружил 46 трудновыявляемых дефектов боковых рам, что подтвердили средства неразрушающего контроля узлов и деталей вагонов. За это молодого осмотрщика поощрили премиями на сумму 80 тыс. руб. Не менее бдительным он оказался и в следующем году. «В декабре 2013 года в Москве Петрова наградили благодарностью начальника Центральной дирекции инфраструктуры Владимира Супруна», – отмечает ведущий специалист по управлению персоналом сектора социального развития и соревнования Забайкальской дирекции инфраструктуры Наталья Былкова.

На родном предприятии отмечают, что Павел хорошо знает Правила технической эксплуатации, работает без браков.
«Очень исполнительный. За ним не числится нарушений трудовой дисциплины или охраны труда. Отзывчивый, если надо, всегда помогает коллегам. В любой ситуации ведёт себя спокойно, к проблемам относится с пониманием», – рассказывает главный инженер вагонного эксплуатационного депо Могоча Андрей Селькин.


Главное – желание

Но сам Павел Петров от успехов и поощрений не загордился. «Есть лишь чувство удовлетворения от выполненной работы», – скромно замечает он.

В текущем году он уже обнаружил три трудновыявляемых дефекта. Так, например, в феврале он отцепил вагон грузового поезда со сквозной трещиной бурта и шкворневой колонки. А эта неисправность, как и многие другие, могла повлечь за собой тяжёлые последствия, останься она незамеченной.

По мнению Павла, не хороший инструмент, не обмундирование и даже не премия – залог результативной работы. Главное – желание.
«Я осматриваю и отцепляю вагоны не за премию, а из желания сделать движение поездов безопасным. Ведь осмотрщик, по сути, стоит у вагона последним. Именно он, а не, например, бригада локомотива. А значит, именно на нём огромная ответственность», – заключает Павел Петров.

Сергей Донцов,
соб. корр. «Гудка»
Чита
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30