23 июня 2021 23:15

Стандарт для лагеря

Летний отдых детей в отраслевых здравницах должен стать доступным, безопасным и познавательным

Для полноценного оздоровления детей работников компания при поддержке отраслевого профсоюза модернизирует лагеря и совершенствует набор образовательных программ. На повестке дня – разработка единого стандарта здравниц с жёсткими требованиями к персоналу и материальной базе.
В нашей стране организация детского летнего отдыха переживает не лучшие времена: уцелевшие после массового закрытия лагеря в большинстве своём устарели, а государственных стандартов и программ для их поддержки так и не разработано.

Между тем РЖД, несмотря на сложности, удалось избежать сокращения ведомственных лагерей для детей, а поток юных гостей в них даже вырос. «Не менее важно, что благодаря работе, проведённой дорпрофжелами и дирекциями социальной сферы на дорогах, удалось не допустить значительного роста стоимости путёвок, а многодетным они предоставляются бесплатно», – говорит лидер отраслевого профсоюза Николай Никифоров.

Обеспечивая детям комфортное пребывание на территории здравниц, ОАО «РЖД» в преддверии летней оздоровительной кампании обновляет инфраструктуру и вкладывает средства в проведение капитального ремонта и налаживание систем водоснабжения. Направляются деньги и на исправление замечаний от надзорных органов – управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и МЧС. Ни один лагерь не откроется без соответствующего положительного заключения со стороны этих ведомств. «Вопросы безопасности пребывания детей в лагерях для нас в приоритете, – отмечает заместитель начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Сергей Рымарь. – Компания стремится повышать уровень оздоровления в ведомственных детских учреждениях. Госстандартов для этой сферы нет, и нам необходимо подготовить собственный стандарт и привести к нему все здравницы».

В среднесрочной перспективе, как предусмотрено принятой в ОАО «РЖД» программе развития детских оздоровительных лагерей на 2014–2016 годы, пройдёт модернизация лагерей с дальнейшим их преобразованием в оздоровительные центры. Все они будут иметь унифицированную систему управления, одинаковую материальную базу, единые требования к персоналу и программам. «Единые квалификационные требования и нормативная база должны обеспечить современную систему управления работы объектов. По завершении программы все детские оздоровительные лагеря ОАО «РЖД» будут предоставлять детям рекреационные услуги единого корпоративного формата и качества независимо от региона и климатических особенностей, в которых расположен лагерь», – пояснила заместитель начальника департамента социального развития, начальник отдела реализации молодёжных и оздоровительных программ Татьяна Глазкова.

Детские оздоровительные центры будут открыты круглый год, здесь можно будет не только отдохнуть и поправить здоровье, но и стать участником одной из корпоративных образовательных программ. Такие социальные проекты для детей и молодёжи разрабатываются и реализуются департаментом социального развития и Роспрофжелом с 2005 года. Программы охватывают все возрастные и социальные группы работников и членов их семей, а четырём проектам присвоены знаки качества «Лучшее – детям». Учение и развлечение в таких программах логично дополняют друг друга. Ежедневные развлекательные и спортивные мероприятия, шоу-программы для детей и взрослых, тематические клубы для мам и пап, мастер-классы, развивающие занятия, работа с психологами максимально учитывают интересы всех возрастных групп, отмечают в компании. Сегодня не во всех лагерях материальная база позволяет реализовывать эти программы, однако выход есть – заключать договора для использования ресурсов регионов, что уже успешно делается в некоторых здравницах.

И всё же отправка ребёнка, например, на Черноморское побережье, пусть даже в хорошо обустроенный ведомственный лагерь, по-прежнему остаётся стрессом для родителей, утверждают эксперты. Как сообщают в управлении Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, наметилась тенденция, когда родители ради собственного спокойствия не отправляют детей на отдых в другие регионы, предпочитая держать их поблизости от дома. «Это не совсем оправданно, ведь климатические условия на юге лучше», – замечают в ведомстве.

Сопредседатель ассоциации «Россия. Семья. Дети» Марина Поняхина решение проблемы видит в выделении квот для семейного отдыха либо в разрешении родителям проживать за минимальную плату на прилегающей территории. «Тогда и родители будут спокойны, и дополнительные средства пойдут в бюджет, – уверена эксперт. – Вдобавок для проезда многодетных семей и детей из таких семей до места отдыха и обратно можно было бы ввести сертификат на оплату или фиксированную скидку».

Организация безопасной доставки юных пассажиров к местам отдыха и обратно столь же важна, как и качественное оздоровление детей в ведомственных лагерях. «Значение при этом имеет и правильное питание, и грамотный подбор сопровождающих, и устройство досуга детей в пути следования», – подчёркивает заместитель председателя Роспрофжела Наталия Бурова. В этом году, по предварительным данным, планируется перевезти около 490 тыс. детей, для чего будет сформирован 31 специальный состав из вагонов последних лет постройки, отвечающих требованиям обеспечения детской безопасности.

Однако многие усилия оказываются напрасными, если на одно-два свободных места в детских поездах подсаживают посторонних, отмечает заместитель председателя Московской федерации профсоюзов Александр Мазунов. «Понятно, что компания будет нести убытки, если место так и останется свободным. Но и гарантировать, что к детям не подсадят кого попало, сегодня невозможно. Этот вопрос нужно как-то решать», – считает он.

В этом году ситуацию с перевозкой серьёзно осложнило и ужесточение требований к автомобильному транспорту, так или иначе используемому при доставке до поездов. «Изменения вступят в силу с 15 июня. С этого дня все автобусы для детей должны соответствовать требованиям по возрасту и иметь необходимое спутниковое оборудование. Таких автобусов немного даже в столице, а в регионах и вовсе нет. Как в таком случае довозить детей до вокзалов – неизвестно», – рассуждает заместитель руководителя департамента социального развития аппарата ФНПР Андрей Гудков.

В Ростуризме подтверждают, что из регионов поступает информация об отсутствии отвечающих требованиям автобусов. Обеспокоенные ситуацией члены общественного совета и ведомства уже обратились в правительство с просьбой отсрочить введение новых правил, как минимум, на год. Ответа пока нет.

Между тем подготовка к летней оздоровительной кампании близится к завершению. «Оздоровление детей – важнейшая задача, и нет сомнений, что все работы будут завершены в срок», – подчеркнул Николай Никифоров.

Мария Хлопотина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30