21 июня 2021 06:30

Учёные создали новый метод укрепления земляного полотна

На территории нашей страны широко распространены участки со слабыми грунтами, в которых много воды или торфа.
По этой причине уложенные на них железнодорожные насыпи в условиях роста массы, скоростей и интенсивности движения поездов подвержены деформации.

Причём применявшиеся до сих пор способы усиления земляного полотна (устройство контрбанкетов или стенок из буронабивных свай) решали проблему лишь на короткий период. Затем слабое основание насыпей всё равно проседало под постоянно увеличивающейся нагрузкой от проходящих поездов. И путейцам вновь приходилось заниматься его ремонтом.

Долговременное решение нашли специалисты научного центра «Геоизол» из Санкт-Петербурга, предложившие использовать для усиления земляного полотна нагельные крепления. Как сообщила генеральный директор центра Елена Лашкова, новая технология основана на том же принципе, что и армирование насыпного грунта, широко применяющееся при строительстве различных объектов на склонах гор. Он предполагает создание внутри насыпи композитного состава, обладающего большей прочностью, чем исходные грунт и армирующий материал в отдельности.

Нагели состоят из центрально расположенного несущего элемента в форме нарезной трубы, через которую под давлением 5–10 бар в грунт закачивается цементная смесь. Она, проникая в структуру почвы, одновременно стабилизирует стены скважины, устраняя необходимость применения обсадных труб. Для предотвращения локальных вывалов грунта между верхними частями нагелей устанавливают также защитное покрытие основания насыпи из высокопрочной стальной сетки, под которую укладывают противоэрозионный геокомпозит.

Проведённые учёными исследования показали, что внедрение в тело насыпи нагелей значительно повышает её устойчивость, при этом нагрузка на основание не возрастает. Важно, что установка нагельного крепления не требует перерыва в движении поездов. При этом может использоваться большое количество различных типов буровых установок, поэтому удаётся подобрать оптимальный вариант даже для самого сложного рельефа местности. По словам Елены Лашковой, недавно данную технологию опробовали при реконструкции земляного полотна на участках Чепца – Свердловск-пассажирский и Беломорск – Кандалакша (Октябрьская магистраль).

Результаты эксперимента подтвердили, что нагельное закрепление земляного полотна является хорошей альтернативой традиционным способам усиления насыпей и может успешно применяться на проблемных участках отечественных железных дорог.

Андрей Стрельцов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30