17 июня 2021 02:59

Законодательная недостаточность

Правовая база по транспортной безопасности требует дальнейшего совершенствования

Наша беседа о спорных моментах нового закона «О транспортной безопасности» и других законодательных инициативах.
Александр Старовойтов, депутат Государственной думы Российской Федерации, член президиума ассоциации «Транспортная безопасность»
– Александр Сергеевич, в феврале был подписан закон «О транспортной безопасности». Уже есть определённая практика. Как вы считаете, на сегодня все ли пункты, которые вы планировали, там учтены и возможны ли какие-то коррективы?
– Как вы знаете, данный законопроект был внесён Правительством России. К сожалению, с достаточно серьёзными задержками. Мы ждали его захода в Государственную думу в начале 2012 года, а получили только к середине 2013-го. В течение полугода комитет по транспорту, экспертное сообщество, в которое входили как представители бизнеса, так и заинтересованные министерства и ведомства, готовили данный законопроект ко второму чтению. К сожалению, не все пункты, которые просили учесть представители бизнеса, были учтены. Тем не менее во многом законодательство в области транспортной безопасности было скорректировано с учётом интереса бизнеса.
Моя позиция заключалась в том, чтобы вообще вывести понятие «транспортное средство» из-под действия федерального закона «О транспортной безопасности». Как бы ни убеждали меня коллеги из силовых ведомств, я не понимаю, каким образом гражданская организация в полном объёме может защитить транспортное средство на маршруте движения и кто будет виноват, если что-то случится. Приведу пример, с которым мы часто сталкиваемся, – обстрел транспортного средства из пневматического оружия. Каким образом и кто может нести ответственность за данное правонарушение со стороны транспортной инфраструктуры? Ведь водитель не обладает необходимым багажом знаний, не сможет применить какие-то спецсредства и в целом обеспечить безопасность пассажиров. И кто может повлиять, если кто-нибудь, не дай бог, воспользуется ракетой земля-воздух, чтобы сбить самолёт? Поэтому я ещё раз подчёркиваю свою точку зрения: понятие «транспортное средство» необходимо вообще вывести из-под действия данного закона.

– В законе даётся понятие «подразделение транспортной безопасности». Там, в частности, говорится о том, что защиту объектов могут осуществлять подразделения ведомственной охраны федеральных органов власти или аккредитованные юридические лица. Вместе с тем закон не расшифровывает, что это за юридические лица, каким образом будет осуществляться контроль за их деятельностью. А это крайне важно для объектов железнодорожной инфраструктуры, где наряду с подразделениями полиции действуют нанимаемые охранные структуры.
– Правильный вопрос, потому что это, пожалуй, самая серьёзная новелла, которая была в законе «О транспортной безопасности». Подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в области транспорта в настоящее время в соответствии с ФЗ-16 уже сейчас являются подразделениями транспортной безопасности.
Помимо них подразделениями транспортной безопасности могут стать юридические лица, которые пройдут в установленном порядке аккредитацию в компетентном органе в области транспортной безопасности. Эти юридические лица будут с особыми уставными задачами. В настоящее время Минтрансом России осуществляется подготовка подзаконных актов, регламентирующих данную сферу деятельности. Таким образом, и ведомственная охрана ФОИВ в области транспорта, и аккредитованные юридические лица являются подразделениями транспортной безопасности.
Подразумевается, что ведомственная охрана ФОИВ на транспорте обеспечивает транспортную безопасность ОТИ и ТС, находящихся в ведении ФОИВ, а аккредитованные в качестве подразделений ТБ юридические лица обеспечивают транспортную безопасность иных ОТИ и ТС. Причём и те и другие вправе осуществлять свою деятельность на договорной основе. На объектах ОАО «РЖД» также будут работать аккредитованные подразделения транспортной безопасности. Контролировать работу подразделений ТБ будут государственные органы в пределах своей компетенции: например, в части хранения оружия – МВД, в части исполнения законодательства в области ТБ – Ространснадзор и прокуратура. Ну а конечную ответственность будет нести субъект транспортной инфраструктуры, так как СТИ в соответствии с ФЗ-16 несёт полную ответственность за обеспечение ТБ ОТИ и ТС. Вместе с тем мы столкнулись с тем, что в статистические коды деятельности в настоящее время не внесена деятельность по обеспечению транспортной безопасности. Данное обстоятельство препятствует аккредитации юридических лиц в качестве подразделений ТБ. В связи с этим ведётся работа по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.

– При этом у аккредитованной структуры, которая получит необходимые коды, будут полномочия для реального обеспечения безопасности?
– Безусловно. У нас возникали достаточно серьёзные споры по поводу того, кто же будет заниматься досмотром граждан, в какой форме они будут проводиться. Ведь не секрет, что обычно этим занимается полиция с привлечением понятых. Поэтому мы остановились на том, что на объектах транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности могут проводить досмотры исключительно с использованием технических средств. В случае выявления каких-либо незаконных предметов уже будет вызываться транспортный полицейский, который будет проводить досмотр уже в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

– Нормативно-правовые акты Минтранса, в частности несколько приказов от 2011 года, возлагают оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры на её владельца. Это достаточно дорогостоящее мероприятие. Если говорить об инфраструктуре ОАО «РЖД», называется цифра 1 трлн руб. Кто будет финансировать проведение данного вида работ и насколько это необходимо?
– Теперь нет необходимости проводить полный комплекс мероприятий по обеспечению транспортной безопасности исключительно всех участков железнодорожных путей. В настоящее время участки железнодорожных путей, обеспечение транспортной безопасности которых необходимо по тем или иным причинам (например, участки путей на территории Северного Кавказа), будут определяться правительством. То же самое с автомобильными дорогами и внутренними водными путями. Таким образом, финансовая нагрузка ОАО «РЖД» в связи с принятием новой редакции ФЗ «О транспортной безопасности» будет гораздо меньше, чем планировалось ранее.

– Где именно будет проводиться категорирование участков?
– Возможно, где не всегда есть политически стабильная обстановка.

– Насколько известно, в этом месяце в Госдуму поступил законопроект, который увеличивает ответственность физических лиц, пострадавших во время несанкционированного нахождения на транспортной инфраструктуре. Расскажите подробнее о его основных положениях.
– Мной лично в апреле 2014 года в Государственную думу внесён законопроект, которым предлагается усилить административную ответственность за совершение отдельных правонарушений в сфере железнодорожного транспорта. Предыстория вопроса такова. Меня и некоторых депутатов ГД обеспокоила ситуация, связанная с большим количеством травмированных и погибших людей на железнодорожном транспорте, в том числе по их собственной неосторожности и небрежности. При этом как следствие страдают другие люди, а также перевозчики и владельцы инфраструктуры, которые в результате сбоев в движении поездов терпят значительные убытки, что в результате бьёт по экономике страны в целом. В связи с этим я направил запрос в ОАО «РЖД» с просьбой представить статистику по административным правонарушениям в сфере железнодорожного транспорта, а также подготовить имеющиеся у них предложения по внесению изменений в законодательство. Статистика и предложения были представлены. Установлено, что в настоящее время идёт рост правонарушений, связанных с так называемым зацепингом, с нарушением правил нахождения на железнодорожных объектах и т.д. Считаю, что росту правонарушений в большой степени способствует незначительное наказание: предупреждение или штраф 100 руб. Таким образом, предусмотренное в настоящее время за их совершение наказание является малоэффективным средством в части профилактики и предупреждения совершения новых правонарушений. Моя позиция совпала в данном случае с позицией ОАО «РЖД» и на основе их предложений мной был подготовлен соответствующий законопроект, усиливающий административную ответственность за данные виды правонарушений.

Беседовал
Сергей Александров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30