13 июня 2021 10:27

Импульс для идей

Проекты новозвенцев повышают доходность и безопасность

Конкурс инновационных проектов «Новое звено» можно по праву назвать самым масштабным проектом в сфере молодёжной политики холдинга. За историю конкурса его участниками уже стали более 10 тыс. молодых сотрудников. В 2014 году конкурс проводится уже в седьмой раз.
Опытные новаторы знают, что для участия в конкурсе «Новое звено» нужно как можно быстрее подать заявку. В этом году первый, заочный, этап конкурса продлится до 23 мая. До этого срока все желающие могут разместить свой проект в электронной «Системе 4i», специально созданной для регистрации и мониторинга реализации инновационных проектов.

Главный механик путевой машинной станции №192 Северной дирекции по ремонту пути Роман Пуничев участвует в «Новом звене» с 2012 года. Молодой талантливый технарь очень хотел проявить себя, реализовав свои знания и способности на пользу компании. Его проект «Скрепка», который Роман разработал вместе с коллегой, дошёл тогда до полуфинала. Успеху молодой человек порадовался, однако смекнул, что есть куда стремиться. «Чем больше участвуешь в конкурсах, тем больше у тебя шансов добиться успеха» - следуя этой «философии», Роман Пуничев вышел с идеей и в 2013 году. Его проект «Захват для перетяжки пакетов с рельсо-шпальной решёткой» понравился экспертам и стал лауреатом конкурса.
«Идея пришла из жизни около пяти лет назад. Я тогда был ещё мастером по ремонту и эксплуатации машин и механизмов, - вспоминает Роман. - Так получилось, что меня отправили на перегон, чтобы перетянуть пакеты с рельсошпальной решёткой, я был старшим по перетяжке. Процесс показался мне довольно сложным, потому что зацеп пакетов осуществлялся петлёй. Естественно, при этом сдвигались все шпалы, и было очень неудобно. К тому же на нашей памяти было несколько случаев обрыва этого троса с петлёй. Мы с мастерами посидели-подумали и пришли к выводу, что нужно сделать какое-то приспособление, чтобы лучше зацепить решётку. Решили было сделать крюк, но крюк можно зацепить только за торец рельса, и это получилось не очень эффективно. Так появилось грузозахватное приспособление. Чтобы снизить затраты на изготовление, не стали обращаться на завод для отливки, сами сделали сводную конструкцию из листового металла. По сути, это три металлические пластины, определённым образом скреплённые вместе. Всё просто!»

По расчётам изобретателя себестоимость одного устройства - 2,5 тыс. рублей (материал и работа), зато экономический эффект - порядка 500 тыс. рублей в год с одной путевой машинной станции. На конкурс «Новое звено» Роман приехал уже с опытной моделью, которую лично продемонстрировал руководителям компании, и получил одобрение.
«Сейчас основная задача - внедрение нашего устройства на все путевые машинные станции на сети, где имеется техника для производства таких видов работ, как капитальный ремонт пути, укладка рельсошпальной решётки, - говорит Роман Пуничев. - В настоящее время готовится документация на грузозахватное приспособление, сделано несколько испытательных образцов, они отправлены во ВНИИЖТ. После проведения испытаний будет внедрение. Рассчитываем, что это удастся сделать в текущем году».

Представить свету свои идеи новатор планирует и в 2014-м, уже подал заявку на конкурс. Проект устройства для освещения места путевых работ Роман разрабатывал около двух лет. «Есть аналоги этого устройства, но, во-первых, они тяжёлые, во-вторых, потребляют большое количество топлива. Чтобы перетащить их, требуется несколько человек. Мое устройство весит всего 18 кг, оборудовано специальной ручкой и сумкой, чтобы его мог перетащить один человек, – рассказывает Роман о преимуществах своего изобретения. – Все устройства, которые я предлагаю, нужны для облегчения труда работников и экономии средств. Думаю, что это сейчас одна из основных задач».

Молодые новаторы сегодня «в тренде» как никогда. Число участников конкурса «Новое звено» увеличивается год от года, но растут и требования, которые предъявляет руководство компании к проектам, выдвигаемым на конкурс. Как отмечают организаторы и эксперты конкурса, на первых порах работы молодых носили более локальный характер, но со временем становились всё более глубокими, возрастала их прикладная составляющая. Результаты, полученные в ходе реализации проектов, сегодня используются как основа для выполнения комплексных работ, направленных на повышение эффективности производственного блока ОАО «РЖД».

Изменение стратегических задач компании повлияло и на тематику проектов «Нового звена»: сферы реализации новаторских интересов молодёжи менялись от создания инноваций и совершенствования современных информационных технологий до построения комплексной системы обслуживания инфраструктуры и вопросов развития системы управления холдинга.

В 2014 году конкурс нацелен на вовлечение молодых сотрудников в процесс развития производственной культуры и эффективности ОАО «РЖД». Тема бережливого производства уже хорошо знакома активистам молодёжного движения, именно поэтому руководство рассчитывает, что идея «переформатирования» конкурса будет поддержана молодыми новаторами.

С 2013 года по инициативе членов Корпоративного клуба «Команда 2030» на дорогах проводятся мероприятия, посвящённые вопросам внедрения и применения бережливого производства. По сути своей, именно эта работа, поддержанная руководством всех уровней, стала отправной точкой нового направления в реализации молодёжной политики компании – максимального включения молодых сотрудников во внедрение улучшений на конкретных рабочих местах. Важно то, что делается это благодаря личному стремлению и инициативе.

Тогда же идеи бережливости стали активно проникать и в другие корпоративные молодёжные программы. Многие проекты – участники «Нового звена» 2013 года были ориентированы на решение стратегических задач, стоящих перед ОАО «РЖД». Дальнейшая их реализация, как надеются руководители компании, будет способствовать повышению производительности труда, оптимизации производственной деятельности и увеличению доходности ОАО «РЖД».

В 2014 году перед участниками конкурса ставится новая задача. Принято решение сконцентрировать внимание молодых новаторов на вопросах повышения производительности труда и качества работ, гарантированного обеспечения безопасности движения поездов. Тематика проектов, подаваемых на конкурс, должна ориентироваться на решение задач по повышению эффективности, доходности, а также сокращению издержек производства, снижение непроизводственных потерь и повышение качества и безопасности перевозочного процесса, процессов эксплуатации и ремонта технических средств железнодорожного транспорта, процессов материально-технического снабжения в структурных подразделениях сети.

Традиционно поддержку в реализации проектов получают не только проекты-победители, но и те, чьи авторы убедительны в своём стремлении доказать значимость своей работы и самостоятельно обеспечить реализацию проекта. Таковым стал в 2013 году проект «Устройство для откачки воды» мастера по земляному полотну Вологодской дистанции пути Северной дирекции инфраструктуры Дениса Никулина.
«Я второй раз участвовал в конкурсе «Новое звено». В 2011 году я дошёл только до дорожного уровня конкурса. В 2013 году дошёл до финала, приехал на ежегодный Слёт молодёжи ОАО «РЖД», где представлял свой проект руководителям компании. Лауреатом не стал, но всё равно очень рад, что мой проект получил одобрение. Сейчас нас поддерживает Северная дирекция инфраструктуры, - рассказывает новозвенец. - Наша основная цель сейчас - тиражирование опыта на региональную дирекцию. Более чем на 50% эта задача выполнена. Думаю, что при необходимости и всю сеть легко обеспечим! Затраты на одно устройство - до 200 рублей, сделать его не долго. Первый наш образец мы вообще сделали из металлолома, и всё прекрасно заработало».

Каждый год «копилку» проектов «Нового звена» пополняют новые интересные предложения, которым не всегда хватает глубины проработки, но есть потенциал.
«Уверен, что, если помочь этим ребятам немного доработать их проекты, можно сделать из них настоящие жемчужины! - рассуждает председатель Совета молодых специалистов Московской железной дороги Сергей Кульков. - Нужна команда специалистов, например, из тех, кто уже участвовал в конкурсе и знает, что это такое. Возможно, я поучаствую и сам, у меня есть много идей, но сейчас я с удовольствием помогаю своим младшим товарищам. На своём предприятии я готовлю новое поколение, мотивирую молодёжь для участия в корпоративных конкурсах, помогаю им заниматься новаторской деятельностью, разрабатывать новые полезные идеи и воплощать их в жизнь».

История конкурса показывает, что инициативность, ответственность и стремление реализовать свой проект помогают многим участникам добиться развития в профессиональной сфере.

Включение победителей и активных участников конкурса в международные образовательные программы холдинга - нормальная, устоявшаяся практика. Молодые люди получают возможность не в теории, а на практике ознакомиться с деятельностью ведущих железнодорожных компаний, таких как Deutsche Bahn AG (Германия), ADIF (Испания), SNCF (Франция).

Сегодня уже утверждены основные документы, определяющие порядок проведения нового конкурса, обновлена нормативная и методическая базы. Потенциальные участники конкурса могут найти материалы в «Системе 4i» и в разделе «Молодёжный» официального сайта компании.

Уже очень скоро в ряды новаторов компании вольются новые молодые специалисты, которые будут представлять свои идеи, доказывать их ценность и пользу и побеждать.

Надежда Россихина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30