20 июня 2021 14:56

Испытание Севером

Василий Билоха считает своим долгом создать комфортные условия работникам магистрали

В то, что у каждого человека есть предназначение, можно верить или нет. Но люди, увлечённые главным делом своей жизни, которое становится для них и работой, и хобби, и отдыхом, доказывают правильность этого утверждения.
Василий Билоха, начальник Северной дороги, – именно такой. Должность требует серьёзного багажа знаний и опыта. Профессиональный путь Василия Билохи складывался именно так – он прошёл хорошую школу, прочувствовав изнутри организацию движения, технологию работы магистрали, её экономику.

Но было бы лукавством сказать, что столь высокая планка была целью, профессиональной мечтой с самого начала. После первого знакомства с железной дорогой в 1973 году в должности помощника машиниста тепловоза и окончания Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта Василий Билоха работал на Южной дороге дежурным по станции, диспетчером. И тогда ему казалось, что стать, к примеру, заместителем начальника станции – это значит добиться цели.
«Цели и задачи есть на каждом отрезке жизни, – говорит он. – Для меня в своё время предметом особой гордости было получение прав управления локомотивом и работа помощником машиниста. А стать начальником дороги я даже не мечтал».

Дальнейшими ступенями карьерной лестницы Василия Билохи стали должности начальника станции, главного ревизора, начальника отделения, заместителя начальника дороги по экономике и финансам.

С ролью лидера Василий Билоха, по отзывам коллег, справляется: он умеет правильно настроить коллектив, подчёркивает, что его команда способна на многое, каждый работник на своём месте в состоянии решить все зависящие от него вопросы. Секрет в том, чтобы мобилизовать коллектив на достижение общей цели, сконцентрировать усилия на том, что важно здесь и сейчас, в то же время не забывая о перспективных планах.

Придя в 2002 году на Северную, Василий Александрович полностью сохранил работавшую до него команду.
«Необходима была переоценка задач, чтобы решить конкретные проблемы. Увольнять никого не пришлось, мы просто стали немного по-другому работать, применили другие подходы», – вспоминает он.

Существенное отставание дороги от соседних магистралей по размеру инвестиционных вложений не могло не создать ситуацию технологической и инфраструктурной отсталости.
«Необходимо было развязать движение, которое просто стояло. Свободных пропускных способностей не было, дорога стала барьером в продвижении вагонопотока. Решить эту проблему помог принципиальный момент – с подачи руководства сначала МПС, затем ОАО «РЖД» все наши коллеги были сориентированы на оказание помощи северянам – технологической, материальной, финансовой. Это дало результат», – говорит Василий Билоха.

Этот результат в виде огромного шага вперёд он называет системной технологической работой.

За 2003–2013 годы более 123 млрд руб. вложено в развитие СЖД. Построен обход Даниловского узла, изменена технология работы Вологодского, проложены вторые пути на участке Буй – Вологда, реконструированы объекты на крупнейшей сортировочной станции Лоста, пункт технического обслуживания локомотивов на станции Обозёрская, возведены мостовые переходы через реки Унжа и Шексна. Это позволило увеличить пропускную способность дороги.

Новые возможности открыла и концентрация диспетчерского управления в едином центре. На основных грузовых участках дороги Свеча – Кошта и Александров – Маленьга организовано диспетчерское руководство «на направлении» с применением табло коллективного пользования.

Организация Центра управления тяговыми ресурсами (один из пяти на сети) позволяет чётко координировать работу локомотивов и бригад уже не на уровне Северной дороги, но и за её пределами.

Казалось бы, достойный результат. Но Василий Билоха – лидер того формата, который за грузом ежедневных текущих проблем и задач не забывает о том, что нужно развиваться. К тому моменту, когда с помощью масштабного инвестирования были решены самые острые инфраструктурные проблемы, назрела необходимость изменить дорогу технологически.

В 2010 году на Северной внедрили особый документ – «Единый технологический процесс». В нём собраны, актуализированы и синхронизированы технологии работы всех подразделений дороги, нормированы показатели, выполнение которых позволяет достигать заданного уровня передачи вагонов по междорожным стыкам. Если первая редакция «Единого технологического процесса» была рассчитана на передачу 13 тыс. вагонов, то к 2014 году в документе предусмотрена передача до 16 тыс. вагонов. Технологическими средствами, без масштабного инвестирования, дорога добилась существенного увеличения показателя сдачи вагонов по стыкам: с 11 тыс. вагонов в 2010 году до 14,5 тыс. – в 2013-м.

В начале текущего года дорога побила абсолютный рекорд, передав 5,4 тыс. вагонов в сутки. Но в один из дней марта этот показатель уже превысил 15,9 тыс. Создание «Единого технологического процесса» стало очередной профессиональной удачей коллектива магистрали.

Василий Александрович не причисляет себя к людям мягкого склада характера и признаёт, что иногда жёсткий спрос необходим. Слишком многое зависит от дисциплины, грамотности и неукоснительного соблюдения технологии. Но и излишне строгим начальником Василий Билоха себя не считает.
«Метод «снять и выгнать» я никогда не использовал, моя задача – убедить, создать мотивацию. Иногда требовалось переместить руководителя на другую должность, – признаётся Василий Билоха, – но при этом мы сохраняли взаимопонимание, продолжали вместе делать общее дело».

Каждый начальник дороги не менее одного раза в год обязан лично посетить все предприятия, находящиеся в зоне его ответственности, осмотреть весь путь магистрали. На Северной эти осмотры проводятся дважды в год.
«Да, по телефону, Интернету, с помощью АСУ можно многое узнать. Но пульс дороги, то, чем она реально живёт, что заботит её рядовых работников, можно почувствовать, только выйдя за пределы рабочего кабинета. Ничто не заменит живого восприятия», – говорит Василий Билоха.

Наряду со строгим личным контролем состояния инфраструктуры дороги общение с рядовыми работниками – необходимая составляющая осмотров. «Командный состав должен быть требовательным, – считает руководитель. – Но мы стараемся, чтобы наши требования были понятны и в конечном итоге облегчали людям работу. Насколько это получается, не мне судить».

Начальник Северной говорит, что за 12 лет дорога стала для него родной. Люди, которые работают здесь, – спокойные, понимающие, не избалованные ни климатом, ни жизнью, ни условиями труда. Здесь привыкли к работе при низких температурах, сильном ветре и с короткими периодами, позволяющими проводить ремонт инфраструктуры.

Создать комфортные условия труда для этих работников Василий Билоха посчитал своим долгом. На станциях самого северного участка – однопутной линии Чум – Лабытнанги – возводятся современные, оснащённые всем необходимым служебно-технические здания. В регионе модернизируется система энергоснабжения, проводится усиление земляного полотна. В целом огромный труд позволил довести рабочие места до высоких стандартов.

Впереди не менее значимые и не менее трудоёмкие проекты. Это дальнейшее развитие полигонной модели управления, продолжение информатизации системы управления перевозками, переход от информационно-аналитических к управляющим и прогнозным моделям АСУ, дальнейшая актуализация «Единого технологического процесса», распространение эффективных технологических моделей на сеть и многое другое.

Василий Билоха готов к новым проектам, делам, идеям. Рядом – крепкая семья, любимые внуки и многотысячный коллектив. Даже юбилей – 12 мая ему исполнилось 60 лет – он встретил на рабочем месте. В созданном Василием Билохой пространстве технологичности, широкого применения информационных систем и производственных экспериментов рождение новых идей – лишь вопрос времени. «А возраст – это опыт, дающий право независимого мышления, более широкое понимание любой ситуации», – отмечает Василий Билоха.

Игнат Вьюгин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30