20 июня 2021 15:14

На выбор профессии повлияла война

Василию Маньковскому было пятнадцать в тот жаркий воскресный день, когда началась война. Он с братьями и родителями вёз на подводе свежие, пахнущие сосной срубы – собирались строить новый дом.
Прошло всего двенадцать дней. В следующую пятницу он увидел, как по улице его родной деревни Дятлово, что в Белоруссии, разгуливают гитлеровцы.
«Война определила мой выбор профессии, – рассказывает Василий Маньковский. – Старший брат, Поликарп, начал работать машинистом ещё до войны. А как только фашисты вошли в Белоруссию, он стал членом бригады сопротивления, которую организовал начальник станции Орша Константин Заслонов. Помните, Герой Советского Союза, о нём был фильм снят. Брат и Заслонов стали для меня примером того, как надо себя вести, что такое мужественный и порядочный человек».

Заслонов, войдя в доверие к захватчикам, стал руководить в Орше славянскими локомотивными бригадами. Он создал подпольную группу, участники которой за три месяца подорвали 93 немецких паровоза и совершили другие диверсии.

Константин Заслонов и Поликарп Маньковский рисковали своим добрым именем, когда начали сотрудничать с немцами.
«В посёлке мы жили по соседству с Заслоновым. Иногда он заходил к нам, вместе с братом пили чай, негромко обсуждали какие-то дела, вроде бы производственные. Я чувствовал, что всё совсем не так, как думают многие, – вспоминает Василий Маньковский. – А тут началось: поезд взрывается, падает под откос, локомотивная бригада каким-то чудом остаётся в живых. На самый важный состав нападают партизаны – и ведь знают, когда и где он пойдёт. Только потом мы узнали: в угле были мины, замаскированные под уголь, и в условленном месте кочегар бросал её в топку, после чего бригада прыгала из паровоза».

Зимой 1942 года на станции вдруг прорвало систему водоснабжения, и весь узел Орша превратился в сплошной каток. Станция надолго прекратила работу – ущерб как от хорошей бомбардировки. Потом вдруг сгорело локомотивное депо... Когда гитлеровцы поняли, кто стоит за всем этим, Заслонову удалось бежать в лес. До освобождения Орши он, к сожалению, не дожил – погиб во время боя с карательным отрядом.

Василий Маньковский тоже успел поучаствовать в боевых действиях. Сразу после освобождения Орши попросился в армию. У него три боевых ордена. Четырежды был ранен, из них три ранения, по оценке врачей, не оставляли шансов выжить.

В Восточной Пруссии пуля снайпера попала в звёздочку его форменной шапки, покорёжила её и отскочила. На полсантиметра влево или вправо – верная смерть. Там же, в Восточной Пруссии, Маньковский попал в окружение и его подразделение ощутило мощь своих катюш, но опять смерть прошла мимо. Он выжил и почти четыре десятилетия после войны работал машинистом – с осколком в голове.

Его тянуло на железную дорогу, он хотел, как старший брат, работать на локомотиве. И после армии выучился в Калуге и Москве на машиниста паровоза. Судьба его кидала по стране: отличные машинисты требовались то на одном, то на другом узле.

В середине 1950-х пришлось учиться управлять тепловозом. Потом лучших из лучших отправили осваивать и обкатывать самые первые грузовые электровозы переменного тока ВЛ60. Пилотные испытания проводили на недавно электрифицированной Красноярской железной дороге.

А дальше вместе с этими локомотивами Василий Маньковский оказался в Горьком, где только что смонтировали контактную сеть переменного тока.
«Шёл сбой за сбоем, – признаётся Василий Иванович, – не было толковых инструкций. Техника «сырая». И мы хорошо знали: есть неисправности, которые надо в любой ситуации устранить за десять минут, иначе быть беде. Так и вышло. Однажды вода попала в корпус. Нам советовали немедленно снимать в этом случае заземление электровоза. Но мой опыт подсказал: не надо этого делать! Электровоз был доставлен в депо с небольшой неисправностью. И что я услышал в тот день... А после в такой же ситуации мой коллега, вспомнив эту историю, снял заземление. Электровоз вспыхнул и сгорел дотла, а он сам чудом остался жив».

В 1980 году машинист электровоза Василий Маньковский съездил в свой последний рейс. Но считает, что с железной дорогой не расстался. Работает в совете ветеранов, часто приходит в подшефную школу № 75, рассказывает о войне и о профессии машиниста.

Леонид Акопов
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30