23 июня 2021 22:15

Ваше слово, новаторы!

На МЖД в техническом творчестве всё большую роль играет молодёжь

Экономический эффект, полученный в прошлом году от реализации на столичной магистрали рационализаторских предложений, составил более 92 млн руб. Несмотря на это, МЖД опустилась на одну строчку в сетевом рейтинге рационализаторской деятельности.
Сергей Вязанкин, главный инженер МЖД
– Сергей Аркадьевич, на ваш взгляд, почему столичная магистраль не удержалась в тройке лидеров сетевого рейтинга?
– Хочу отметить, что в целом грех жаловаться на наших рационализаторов. В прошлом году на полигоне столичной магистрали внедрено в производство почти три с половиной тыс. предложений. Количество авторов на 100 работающих по сравнению с 2012 годом выросло на 7%, число использованных предложений – на 2,7%, а экономический эффект – на 1%.
Что приятно – в техническом творчестве всё большую роль играет молодёжь. В прошлом году по сравнению с позапрошлым контингент работников в возрасте до 30 лет, подавших рацпредложения, увеличился на 32,5%! В производство внедрено более 650 технических новинок молодых кулибиных, от которых получено почти семь млн руб. экономического эффекта. К сожалению, этого оказалось недостаточно, чтобы укрепиться в лидирующей тройке на сети. Другие регионы отрасли ведь тоже не стояли на месте и показали результаты лучше.
Нас подвели отдельные структурные подразделения, которые не сумели использовать в полной мере творческий потенциал. Это относится к московским дирекциям пассажирских обустройств (главный инженер Владимир Барков), тепловодоснабжения (главный инженер Алексей Моисеев), тяги (исполняющий обязанности главного инженера Александр Храименков), по ремонту тягового подвижного состава (исполняющий обязанности главного инженера Александр Вычисенков). Именно эти организации и подвели дорогу в общесетевом рейтинге.

– А кто отличился?
– Московская дирекция по эксплуатации зданий и сооружений, службы – автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры. Техническое творчество неплохо было организовано в московских центре метрологии и дирекции аварийно-восстановительных средств. В них один из самых высоких показателей по количеству изобретателей!
Сегодня на дороге внедрены нестандартные разработки рационализаторов Внуковской дистанции электроснабжения и моторвагонных депо Смоленск-1 и Раменское. Внуковские новаторы Максим Евсеичев, Алексей Куницин, Илья Петовраджи предложили доработать существующую панель защит, которая предназначена для предохранения линий напряжением 110 кВ от замыкания. Теперь земляную защиту в дистанции выполняют без дополнительного оборудования. Годовой экономический эффект от реализации данного предложения составил 851 тыс. руб.
Новатор моторвагонного депо Смоленск-1 Дмитрий Добрый разработал новую тележку, облегчающую монтаж и демонтаж силовой установки рельсового автобуса РА-1 при выполнении текущих ремонтов. Эта новинка позволила сократить время ремонта и получить 507 тыс. руб. годового экономического эффекта. Его коллега – рационализатор моторвагонного депо Раменское Алексей Миленин создал стенд для проверки блоков управления прислонно-сдвижных дверей электропоездов серии ЭМ4 и ЭД4М. Его применение позволяет ежегодно сберегать 338 тыс. руб.
Наибольшую популярность получило техническое решение рационализатора Рижско-Савёловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Станислава Еделькина – «Карта смазки стрелочного электропривода». Его хоть и не назовёшь эффективным с точки зрения денежного выражения, однако оно позволило значительно упростить процедуру смазывания внутренних частей стрелочного электропривода. Данный опыт переняли 35 структурных подразделений не только Московской, но и других железных дорог.
Лучшие новаторы МЖД: мастер участка производства Смоленской дистанции гражданских сооружений Виктор Трищ, инженер Вяземской дистанции электроснабжения Александр Обойщиков, мастер участка ремонтного локомотивного депо Унеча Павел Бредихин, мастер Льговской дистанции пути Олег Харитонов, слесарь ПМС №309 Александр Лебедев и многие другие.

– Что вы планируете предпринять, чтобы столичная магистраль снова стала одним из лидеров отрасли по рационализации?
– Мы собираемся вовлечь в процесс технического творчества как можно больше структурных подразделений. По всем хозяйствам разработаны тематические планы, определены узкие места, поставлены конкретные задачи. Изобретатели сконцентрируют свои усилия на разработке предложений, направленных на повышение отдачи от техники, рост производительности труда, сокращение ручных работ, экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов, создание лучших условий труда, охрану окружающей среды. В нынешнем году мы планируем провести школы передового опыта во всех регионах с участием всех структурных подразделений.
На столичной магистрали разработано новое положение о рационализаторской деятельности. В нём учтены все важные предложения по её улучшению, которые подавались ранее. Это позволило оживить процесс технического изобретательства. Так, в первом квартале текущего года на дороге уже подано 671 рацпредложение, из которых 579 внедрены. Экономический эффект от их реализации уже составил 8,4 млн руб. В производство внедрено 96 предложений молодых авторов в возрасте до 30 лет. Экономический эффект от этого достиг 905,6 тыс. руб.
Ежедневно на дороге разрабатывается 8–10 новых рацпредложений. Самые лучшие попадают в информационные карты и листки, которые распространяются по всем структурным подразделениям. Таким образом, главные инженеры, которые, как правило, отвечают за рационализацию, всегда осведомлены о наиболее экономически выгодных технических решениях, которые можно внедрить в производство. Каждую неделю мы отбираем лучшие предложения, внедрённые на дороге. Это позволяет не только обмениваться опытом, но и ставить перед рационализаторами новые задачи.
Во всех подразделениях имеются уголки рационализаторов. Проблемы рационализации обсуждаются на сайте Московского центра научно-технической информации и библиотек. Все технические новинки незамедлительно распространяются на полигоне столичной магистрали. Передовой опыт регулярно освещается в средствах массовой информации.
Лучшие новаторы принимают участие в ежегодных смотрах-конкурсах. В текущем году уже стартовали сетевые конкурсы «Идея ОАО «РЖД» и «Новое звено», а на Московской железной дороге – «Золотой резерв». О своём участии в «Идее-2014» уже заявили 10 территориальных дирекций функциональных филиалов ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги.

Беседовал Виталий Каркешкин
Фото Евгения Надалинского

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30