12 июня 2021 23:30

Материальный баланс увяжет интересы разных отраслей

Железнодорожный транспорт является важной частью мировой и российской экономики, играет ключевую роль в процессах глобализации и социального развития. Увязать его работу с интересами других отраслей экономики помогут межотраслевые балансы, незаслуженно забытые в условиях конкурентной рыночной среды.
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий МИИТа, профессор
Конечно, этот хорошо известный со времён плановой экономики инструмент в нынешних рыночных условиях требует серьёзных доработок, учитывающих эластичность спроса на продукцию и законы конкуренции.

Поэтому правильнее было бы называть эти балансы скорее не межотраслевыми, а межкорпоративными. Понятно, что их разработка требует больших усилий специалистов железнодорожного транспорта и участия сотрудников ведущих экономических институтов нашей страны.

Считаю, что материальные балансы должны включать целую систему показателей, отражающих количественное соответствие между формируемыми по источникам поступления ресурсами и их распределением по направлениям использования.

Они могут состоять из двух частей. В одной необходимо определить все источники материально-технических ресурсов, а в другой показать их распределение по различным направлениям. Именно эти документы должны являться базой для определения бюджетов и лимитов финансирования на закупку материально-технических ресурсов и их дальнейшего распределения по потребителям.

Причём многопродуктовый материальный баланс в натуральных единицах может служить основой для формирования такого же документа в денежных единицах. Для этого значение каждой ячейки матрицы материального баланса в натуральных единицах по каждому наименованию приобретаемого продукта необходимо пересчитать в денежные единицы с учётом цены и затрат на доставку. После чего нужно будет суммировать полученные значения ячеек по всем наименованиям.

Многопродуктовый материальный баланс в денежных единицах позволяет оценить полные годовые затраты на приобретение материальных ресурсов для нужд компании ОАО «РЖД», а также с разбивкой таких затрат по поставщикам.

Эти данные необходимы для формирования годового бюджета и определения лимита финансирования для организации закупок материально-технических ресурсов в отрасли.

В качестве эксперимента специалисты научно-образовательного, внедренческого центра «Инновационные технологии управления производственно-экономическими процессами» МИИТа недавно приступили к компьютерному моделированию отраслевого материального многопродуктового баланса.

Эта актуальная работа ведётся в ходе исследования возможностей оптимизации материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта. Уверен, что наши разработки позволят в перспективе значительно повысить конкурентоспособность, безопасность, эффективность и качество грузовых перевозок в рамках реализуемой в отрасли программы «бережливого производства».

Первые полученные результаты показывают, что на первый взгляд небольшая частная проблема снабжения предприятий отрасли требует значительного объёма вычислений. Ведь действующий сетевой классификатор материально-технических ресурсов железнодорожного транспорта в настоящее время содержит порядка трёх миллионов позиций и продолжает расширяться.

Поэтому очевидно, что для формирования межкорпоративных материальных балансов потребуются ресурсы мощных суперкомпьютеров и разработка специальных программ для них.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30