22 июня 2021 04:06

За чей счёт банкет?

Не все представители перевозочного процесса хотят платить неустойки за простои вагонов возле портов

Эффективность взаимодействия железной дороги и портов может повысить актуализация нормативно-правовой базы. Она зафиксирует ответственность за поезда, отставленные от движения не по вине железной дороги, за грузополучателями и портами. Однако до сих пор не ясно: какой документ и каким образом разделит зоны ответственности участников перевозочного процесса.
Вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев напомнил, что железнодорожные перевозки грузов в адрес морских портов растут крайне высокими темпами. Если в 2005 году в российские порты по железной дороге перевезено 177,6 млн тонн грузов, то в 2013 году – уже 250,4 млн. За семь лет рост составил 41%.

По его мнению, при таком объёме перевозок любой сбой при погрузке и выгрузке приводит к скоплению вагонов, снижению пропускной способности инфраструктуры и скорости доставки грузов. Сейчас штрафные санкции за эти сбои применяются только по отношению к железной дороге. В ОАО «РЖД» уверены, что ответственность за невыполнение согласованных норм погрузки и выгрузки вагонов на припортовых станциях должны нести также грузоотправители и владельцы портов. Зачастую грузовладельцы отправляют в адрес порта объём груза, который заведомо превосходит техническую возможность выгрузки.
«Если у нас что-то случилось – это наша вина, но, когда не по вашей вине происходит задержка, за это должен кто-то платить», – отметил Салман Бабаев.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении: на стыке железная дорога – порты пора вносить изменения в нормативно-правовую базу и разделить ответственность за сбои в работе документально.

На это начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов напомнил о том, что переговоры с Ассоциацией морских торговых портов по такому документу пока не привели к результатам. Генеральный директор Новороссийского морского торгового порта (НМТП) Юрий Матвиенко прямо на «круглом столе» заявил о согласии с необходимостью подписания соглашения, разграничивающего ответственность участников перевозочного процесса.
«Мы абсолютно не против подписания такого соглашения, считаем, оно обязательно должно быть, как это будет выглядеть – должны решить юристы», – сказал Юрий Матвиенко.

Но тут же добавил, что основной проблемой на сети считает всё-таки не отсутствие такого договора, а скопление порожняка: «Одним из камней преткновения в нашей работе являются пробки из порожних вагонов. Мы считаем, что должно быть инфраструктурное развитие, но оно не основополагающее. На первом месте должно стоять логистическое и организационное сотрудничество. Если мы можем выгружать 150 вагонов в день, то больше мы не выгрузим, нужна какая-то логистика, место отстоя вагонов, нужны маршрутные отправки на выгрузку».

По словам Алексея Кузнецова, именно в этом направлении РЖД и ведут работу, с проблемой неравномерности погрузки справляются заключением договоров на отстой на путях общего пользования и маршрутизацией отправок.
«К примеру, «Мечел» уже заключил договор (на отстой вагонов. – Ред.) по Дальневосточной железной дороге на аренду путей общего пользования при перевозках угля назначением в адрес портов Посьет и Ванино. При внештатных ситуациях и при погрузке свыше перерабатывающих способностей по письменному обращению на железную дорогу вагоны отставляются на промежуточных станциях. Плата взыскивается в соответствии с договором. При заключении договора обозначаются эти станции, и возможность регулирования подвода вагонов, конечно, облегчается», – отметил представитель Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД».

На «круглом столе» прозвучали предложения по увеличению эффективности управления перевозочным процессом от грузоотправителей. Заместитель директора по перспективному развитию и работе с федеральными органами ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Ирина Ольховская предложила законодательно закрепить обязанность стивидорных компаний иметь терминалы, оснащённые для обработки специализированных грузов.

К примеру, угля. Сейчас в России лишь в трёх местах ведётся перевалка грузов по новым технологиям: в терминалах в портах Усть-Луга и Посьет, а также в терминале «Дальтрансуголь», принадлежащем СУЭК, вблизи порта Ванино.

По мнению Салмана Бабаева, при развитии портов необходима более чёткая синхронизация с планами развития железнодорожной инфраструктуры. Ещё одним инструментом взаимодействия участников перевозочного процесса могли бы стать информационно-логистические центры, которые позволили бы в оперативном режиме координировать работу всей транспортной цепочки от погрузки вагонов до подвода флота. Однако между участниками дискуссии возник жаркий спор об организации их работы и о том, кто должен стать их учредителем.

Азалия Идрисова



Список участников
Алексеев Андрей Николаевич – заместитель генерального директора по качеству и организационному развитию ОАО «Муромский стрелочный завод»;
Алисейчик Валерий Иванович – президент Ассоциации российских экспедиторов;
Андреев Игорь Алексеевич – генеральный директор ОАО «Новороссийский зерновой терминал»;
Бабаев Салман Магомедрасулович – вице-президент ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности;
Балуев Николай Николаевич – заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры по технической политике и развитию ОАО «РЖД»;
Безгодова Ирина Вячеславовна – руководитель по железнодорожным операциям ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»;
Бурин Вячеслав Александрович – генеральный директор ООО «Морской порт в бухте Троицы»;
Гарнухин Андрей Викторович – заместитель генерального директора – руководитель ЕКД Группы компаний ОАО «НМТП»;
Гончаревский Александр Владимирович – исполнительный директор ООО ТЛЦ «Белый Раст»;
Дзивалтовский Дмитрий Владимирович – заместитель директора по производству ООО «Северо-Западная управляющая компания»;
Землинский Александр Харитонович – заместитель президента НП «Гильдия экспедиторов»;
Кашин Павел Алексеевич – начальник проектно-конструкторского отдела ОАО «Муромский стрелочный завод»;
Крон Роман Александрович – заместитель генерального директора ОАО «Новороссийский зерновой терминал»;
Кузнецов Алексей Винатольевич – начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок управления движения ЦД ОАО «РЖД»;
Кунаева Елена Акимовна – генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»;
Курочка Олег Иванович – директор обособленного подразделения ООО «ПТП» в г. Москве
Ложкина Анастасия Сергеевна – консультант отдела развития портов УИПР Федерального агентства морского и речного транспорта
Мараков Андрей Андреевич – заместитель директора по логистике ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»;
Матвиенко Юрий Викторович – генеральный директор ОАО «НМТП»;
Мусорин Константин Владимирович – руководитель отдела маркетинга ОАО «Муромский стрелочный завод»;
Нагорный Алексей Александрович – директор по эксплуатации ОАО «Восточный порт»;
Никуличева Анастасия Андреевна – ведущий юрис-консульт ООО «Управляющая портовая компания»;
Ольховская Ирина Владимировна – заместитель директора по перспективному развитию и работе с федеральными органами ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»;
Ратников Владислав Владиславович – ведущий менеджер ООО «Северо-Западная управляющая компания»;
Ретюнин Александр Сергеевич – главный редактор газеты «Гудок», ведущий встречи;
Реутов Евгений Владимирович – заместитель начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи ФАС России;
Рутенберг Дмитрий Анатольевич – начальник управления контроля транспорта и связи ФАС РФ;
Савчук Владимир Борисович – руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий;
Сайбаталов Роман Фёдорович – первый заместитель начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»;
Седов Артур Александрович – директор по эксплуатации ОАО «Ростерминалуголь»;
Сипирин Евгений Иванович – советник президента по вопросам судоходства и безопасности мореплавания Национальной палаты судоходства;
Соков Алексей Алексеевич – заместитель генерального директора ООО ТЛЦ «Белый Раст»;
Тарасенко Владимир Иванович – генеральный директор ООО «УГМК-Транс»;
Тихонов Дмитрий Петрович – заместитель коммерческого директора ОАО «ФГК»;
Цыганов Владимир Николаевич – начальник отдела развития портов УИПР Федерального агентства морского и речного транспорта;
Швагерик Александр Яковлевич – заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «ЛУКОЙЛ-Транс»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30