15 июня 2021 15:34

Курс на снижение

ОАО «РЖД» предлагает комплекс мер по сокращению издержек в отрасли

На конференции «Выработка комплекса мер, обеспечивающих повышение производительности труда и снижение издержек, а также мониторинга инвестиционных проектов в транспортном комплексе» помощник Президента РФ Игорь Левитин отметил необходимость увязывать развитие транспортной отрасли с перспективами развития промышленности.
«Транспортная отрасль – одна из отстающих по степени износа основных фондов. Потому что все отрасли промышленности стали полностью частными и сегодня работают в интересах частных компаний, а транспортная отрасль функционирует как услуга. Надо рассмотреть, какие есть подходы и доступ к проектам транспортных услуг, а также кто может исполнять эти обязательства перед населением», – сказал Игорь Левитин.

Он полагает, что для реализации большинства инфраструктурных проектов необходимо выносить вопрос эффективности в них производительности труда.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в свою очередь напомнил, что в последнее время появились решения о господдержке проектов по модернизации БАМа, расшивке транспортной системы и созданию транспортных коридоров. Кроме того, топ-менеджер полагает, что в связи с новой геополитической ситуацией и расширением границ России в ближайшее время должна быть разработана транспортная стратегия развития Крыма и Севастополя.
«Железные дороги провели ряд глубоких макроэкономических исследований в транспортной сети, первыми в России использовали влияние сырьевого баланса на отрасль, рассчитали показатели развития железнодорожной инфраструктуры в сравнении с развитием смежных отраслей. Это говорит о большой легитимности положения государственной компании», – отметил Александр Мишарин.

Также он сообщил о проблемах, которые существуют в отрасли, и представил меры для их решения. По его словам, продолжает снижаться производительность парка грузовых вагонов: как за счёт их избытка, так и из-за введения технологий, возникших в результате новой структуры рынка. Так, ежесуточно простаивают до 260 тыс. вагонов (из 1,010 млн тыс. единиц подвижного состава на сети российских железных дорог). При этом в порожнем состоянии на сети ходит порядка 700 тыс. вагонов.

Александр Мишарин отметил, что с появлением частных операторов изменился сам принцип управления вагонами. В результате этого снизились скорость доставки грузов (почти на 20%) и общая пропускная способность сети. К тому же в 10 раз возросли затраты на маневровую работу станций. Годовые потери участников рынка оцениваются на сумму порядка 70 млрд руб. Практика показала, что одним из наиболее конструктивных решений этой проблемы является создание консолидированного парка грузовых вагонов между перевозчиком и собственником вагонов. Работа по данной схеме уже ведётся между ОАО «РЖД» и ОАО «ФГК».

Первый вице-президент ОАО «РЖД» полагает, что эта технология может привести к увеличению скорости доставки грузов. Компания предлагает всем участникам рынка присоединиться к соглашению по консолидированному управлению вагонным парком.

Кроме того, важным аспектом является взаимодействие инфраструктуры и локомотивной тяги. На сегодняшний день российская железнодорожная инфраструктура является самой загруженной в мире. Интенсивность её использования примерно в два раза выше, чем в США, и в четыре, чем в Европе. По словам Александра Мишарина, разделение инфраструктуры и локомотивной тяги привело бы к убытку до 30% и появлению издержек примерно в 200 млрд руб. в год.
«Между тем мы предлагаем конструктивные механизмы увеличения количества локомотивов. В частности, такой способ увеличения локомотивного парка, как лизинг», – отметил топ-менеджер.

Также принципиальной мерой по снижению издержек и решению проблем сети является разделение грузового и пассажирского движения, добавил он. Специализация заметно высвобождает грузовые линии: один пассажирский поезд снимает в условном графике 5–7 грузовых поездов, что увеличивает издержки. Поэтому ускорению грузопотока и освоению транзитного потенциала страны, кроме прочего, будет способствовать возведение высокоскоростных магистралей.

Значительный импульс развитию транспорта Единого экономического пространства Таможенного союза придало подписание соглашения о создании Объединённой транспортно-логистической компании (ОТЛК), также отметил Александр Мишарин. По его словам, за счёт ОТЛК к 2030 году транзитный поток через территорию России должен достигнуть 81 млн тонн, из которых контейнерные перевозки составят 1,5–2 млн тонн.

Как отметил руководитель президиума общественного экспертного совета общественного движения «Народный фронт «За Россию», президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, очень важным аспектом стало то, что правительством одобрена транспортная стратегия РФ. Но в ней, по его словам, нет реальных механизмов, которые бы позволили достичь тех результатов, которые заложены в документе. Виталий Ефимов пообещал, что все представленные на конференции предложения по снижению издержек в транспортной отрасли будут представлены в правительство.

Ольга Осипова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30