12 июня 2021 23:03

Горячая точка жизни

На просьбу помочь Совету Владимир Зверков ответил: «Всегда готов!»

Юбилей все отмечают по-разному. Лишь одно их объединяет: юбиляр обычно в мыслях проходит свой жизненный путь и подводит некий итог – что  успел сделать в жизни.
С бывшим начальником отдела нормирования и анализа эксплуатационной работы департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Владимиром Зверковым мы решили это сделать вместе.

Интуиция – важнейший ориентир в человеческих отношениях. При первой встрече иногда достаточно мгновения, чтобы понять, как пойдёт беседа. В подтверждение первого впечатления, что человек он добрый, Владимир Михайлович широко улыбается и сразу предупреждает: «Я никогда не был начальником в строгом смысле этого слова. Не просто раздавал указания, а возглавлял коллектив при выполнении заданий».

Умение глубоко вникать в суть проблемы и находить её решение воспитывалось с детства. Было с кого брать пример. Отец – почётный железнодорожник, участник Сталинградской битвы, растил его в уважении к труду. Даже в самые страшные дни, когда фашисты рвались к Москве, их семья не уехала в эвакуацию. Володе тогда было всего два года. Позже его отец вспоминал, как фашисты сыпали бомбы на заводские кварталы! Все жители промышленного района столицы, обитатели бараков дежурили на крышах, сбрасывая вниз зажигательные бомбы. А женщины с детьми прятались в бомбоубежищах. Конечно, он был тогда мал. Но праздник Победы, чувство общего ликования помнит.

Основные жизненные принципы были заложены в нём ещё в раннем детстве. И не только семьёй, примером отца, но и средой, в которой рос. Вот как он сам говорит об этом:
– Наш заводской район был тогда не таким уж гиблым местом. Я теперь понимаю, насколько дальновидны были руководители предприятий, в нём располагавшихся. В условиях безденежья, нищеты они всё же устраивали жизнь так, что в ней было много радости, внимания к детям, а главное – желания дать подрастающему поколению верный ориентир в жизни. Помню, как устраивали соревнования в катании на одном коньке. Привязывали к валенку конёк и, отталкиваясь второй ногой, бежали к финишу. Я победил и был награждён конфетой! Вспоминаю этот случай всю жизнь. Не из-за конфеты, конечно, а из-за той атмосферы и опыта первой победы над ситуацией.

Из-за войны и семейных обстоятельств он пошёл в школу переростком. Учился легко и школу окончил с медалью. А так как в нём выявилась явная склонность к точным наукам, замахнулся на поступление в МВТУ имени Баумана. Но на экзамене откликнулся на просьбу товарища помочь с задачкой – и был выдворен из аудитории. Год терять не захотел. Подал заявление в МИИТ и в 1957 году стал студентом.
– Был активистом, во всех мероприятиях участвовал, – рассказывает мой собеседник. – Институт окончил с красным дипломом, получив специальность инженера путей сообщения по эксплуатации железных дорог. А перед этим женился на своей сокурснице. Уже 50 лет вместе, у нас двое сыновей.

Выпускника-краснодипломника распределили во ВНИИЖТ. Ритм жизни не изменился – вновь работа над собой, пополнение багажа знаний и стремление к аналитике. Стажёр-исследователь отдела грузовой работы приобретал профессиональный опыт, стал аспирантом.
– Мои первые научные изыскания были посвящены разработке нормативов технического оснащения погрузочно-разгрузочных фронтов в местах общего пользования грузовых станций и технологиям работы механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, – не без гордости вспоминает мой собеседник. – И то и другое впоследствии вышло в виде соответствующих документов. За это в 1973 году получил Знак победителя соцсоревнования. Сегодня это, наверное, странно звучит: работник НИИ и соревнование. Но тогда свои формы стимулирования производительности труда, такое движение существовало на всех предприятиях и в организациях. И победителем в нём стать было престижно.

В те же годы Владимир Михайлович занимался и проблемой создания контейнерно-транспортной системы стран – членов СЭВ. Участвовал в совещаниях, ездил в зарубежные командировки. Показывая нагрудный знак «За заслуги в стандартизации», поясняет:
– Мы не могли выходить на международный уровень без стандартизационной интеграции. Работу проделали огромную. В итоге в 1978 году меня пригласили в центральный аппарат МПС. С тех пор 28 лет я возглавлял работу по организации, эксплуатации и нормированию работы вагонных парков. Менялись названия, реформировалась структура, но суть нашей работы оставалась прежней.

В воспоминаниях ветерана 80-е годы – отправная точка разительных перемен в отрасли. Занимались организацией курсирования приватных вагонов на железных дорогах. До начала 80-х в частном парке насчитывалось 74000 единиц подвижного состава. А к началу 90-х было уже 150000. Количество их нарастало вместе с переменами в стране. Вагоны собственников стали выпускать на пути общего пользования. И отдел Зверкова работал над тем, чтобы они «вписались» в общий технологический процесс перевозок.
– Вот здесь находилась огромная картотека, – Владимир Михайлович показывает на одну из стен в кабинете Совета ветеранов. – Именно в этом кабинете я когда-то работал. Вначале мы справлялись, но с ростом объёмов перевозок стали возникать проблемы – собственники нередко воровали вагоны друг у друга, подтасовывали технические данные, когда не успевали проходить ремонт. И тут потребовался уже другой подход. На первых порах было так: у кого есть свой продукт, тот и вёз его своими вагонами. Собственникам это было выгодно. А потом появились компании-перекупщики, которые пытались просто наживаться на перевозках – стали красть вагоны, подделывать документы, словом, заниматься всякого рода мошенничеством. В 90-е годы таких хватало. И с этим жуликоватым контингентом мы тоже работали, стараясь соблюдать государственные интересы, боролись с нарушениями закона. Потом стало ясно, что надо приводить полную инвентаризацию вагонного парка.

Вот тогда Зверков и привлёк специалистов ВНИИЖТа к созданию машинной картотеки. Работа длилась много лет, и она дала свои плоды. С распадом Союза начался раздел общего парка грузовых вагонов. Нужно было определить, какое их количество передать каждому из вновь образованных государств на постсоветском пространстве. Сначала поделили условно, в процентах. Потом началась борьба за конкретные вагоны. Тут-то и пригодилась картотека, которую отдел Зверкова создавал сначала вручную, а потом перевёл в автоматизированный каталог. Благодаря этому удалось разделить инвентарный парк и провести взаиморасчёты между железными дорогами колеи 1520. Разработки специалистов МПС легли в основу правил международных перевозок, которые действуют до сих пор.

Я обратила внимание на то, что Владимир Михайлович постоянно говорит о своём прекрасном коллективе и о руководителях министерства, которые открывали двери перед всеми новшествами. Кого-то он мне напомнил своей доброжелательностью и благодарным свойством души. И тут в кабинет Центрального совета ветеранов войны и труда на железнодорожном транспорте вошёл Анатолий Петрович Царьков, ещё один недавний юбиляр. Увидев, как буквально по-родственному обнялись ветераны, я не удержалась:
– Да вы одной крови!

Какое удивительное поколение дали нам военные годы. Это люди высокой ответственности и моральных ориентиров. У них не нужно спрашивать о принципах. Они полностью отражены в биографиях. Например, когда Владимир Зверков выезжал в Чернобыль после катастрофы на АЭС или в разрушенный землетрясением Спитак, да и на другие «горячие точки» того времени, начальство не отдавало приказ, говорило: «Помогай убеждением». И никаких административных полномочий. Так и двигал поезда – силой слова.

Реформа железнодорожного транспорта, создание ОАО «РЖД» выдвинули на передний план экономические вопросы. Показатели, связанные с эксплуатационной работой – оборот, вес поезда, участковая скорость, – анализировались и контролировались специалистами отдела нормирования и анализа эксплуатационной работы департамента управления перевозками ОАО «РЖД», который возглавлял Владимир Зверков. И когда в 2006 году этот умный и грамотный инженер попросился на заслуженный отдых, отпустили его не сразу. Это только говорят, что незаменимых нет.

На пенсии не пришлось долго сидеть без дела. В 2010 году его попросили помочь написать положение о Совете ветеранов. Он ответил: «Всегда готов!» Помог, и с тех пор 250 ветеранов-движенцев находятся под его опекой.

Юбилей почётного железнодорожника Владимира Михайловича Зверкова – ему сегодня исполняется 75 лет – наверное, будет многолюдным.

Татьяна Улитина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30