27 сентября 2021 10:13

Живой занавес Таганки

Театр на Таганке начинает на широкую ногу праздновать свой полувековой юбилей. Одно из первых мероприятий – выставка «Золотой век Таганки».
Её устроили в филиале Театрального музея имени Бахрушина – «Мастерской Давида Боровского», выдающегося художника, отдавшего Таганке больше 30 лет.

Главный экспонат выставки при всём желании не заметить невозможно, потому что его приходится отодвигать рукой для того, чтобы увидеть другие предметы экспозиции. Это занавес к спектаклю «Гамлет», премьера которого состоялась в 1971 году. Едва появившись, он тут же стал театральной легендой. Это огромное полотно размером 10 на 12 м, сотканное из грубых шерстяных ниток и напоминающее тяжёлую серую паутину. В своих воспоминаниях исполнитель роли Гамлета Владимир Высоцкий писал о том, что занавес сплели поклонники театра из рыболовной сети и ниток.

На самом деле всё было несколько прозаичнее. Вдохновившись кожаными костюмами героев фильма «Король Лир» Питера Брука, художник спектакля Давид Боровский захотел «изюминки» и в своём «Гамлете». А жена Давида Львовича, Марина, любила вязать. Её-то Боровский и попросил создать занавес. Накупили продуктовых авосек, вплели в них шерстяные нитки, некрашеные, цвета земли, привезённые из Паланги, и занавес был готов. «Его начала вязать Марина, а завершали работу всем театром», – рассказала «Гудку» заведующая «Мастерской Давида Боровского» Нинель Исмаилова.

Вениамин Смехов, присутствовавший на вернисаже и игравший в том самом «Гамлете» Клавдия, вспомнил, как Боровский присаживался на корточки рядом с художественным руководителем Таганки, постановщиком «Гамлета» Юрием Любимовым и шептал ему что-то: «После этого Юрий Петрович включал настольную лампу и строго говорил нам, актёрам: «Вы вяло ходите! Рядом с занавесом вы менее живые, чем он! Берите его себе в партнёры и действуйте смелее, размашистее, ходите в его ритме, а то получится, что вы – приложение к этому мощному типу».

Экспозицию придумал сын Давида Боровского – заслуженный художник Александр Боровский, и выставка получилась камерной. На стенах – белые листы с отрывками из книги Боровского «Убегающее пространство». А в них – наблюдения Давида Львовича за судьбой Театра на Таганке и жизнью вообще.

А за занавесом всего два созданных специально для выставки макета. Один из них – копия первого спектакля Боровского «Живой» по повести Бориса Можаева. Главную роль там играл Валерий Золотухин. В течение 20 лет эта постановка была запрещена. Второй макет – композиция последнего спектакля художника «Шарашка» по роману Александра Солженицына «В круге первом». Другие макеты – обитатели постоянной экспозиции музея. «На словах и на бумаге не всегда можно передать суть идеи, а макет – вроде бы игрушка, но она показывает всё», – считал Давид Боровский и был прав.

Евгения Заболотских
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30