13 июня 2021 10:22

Вопрос дня

Какие проблемы должен решить готовящийся проект закона о прямых смешанных перевозках?

Андрей Емельянов, заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ:
– Я бы не стал говорить о каких-то очевидных проблемах. Готовящийся документ в первую очередь призван восполнить правовой вакуум в этой области. В Гражданском кодексе РФ говорится, что особенности перевозок грузов различными видами транспорта по одному документу должны определяться соответствующим законом. А пока такого закона нет, перевозки организуются в соответствии с тем же Гражданским кодексом. В частности, в нём указано, что если перевозчики (железнодорожные, автомобильные, водные, даже авиационные) хотят вместе работать и выпускать совместную услугу, то должны между собой заключить договор, в котором будут прописаны и финансовая составляющая, и ответственность за перевозку, и другие аспекты. Да, идеальная правовая база требует полноты на всех уровнях законотворчества – от Конституции до отдельных распоряжений. Но при этом отмечу, что отсутствие закона о прямых смешанных перевозках не стало каким-либо проблемным или сдерживающим фактором для осуществления и развития перевозок такого типа в России.

Алексей Васильев, заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД»:
– Новый документ решит основную проблему: позволит актуализировать законодательную базу в области комбинированных перевозок. В настоящее время эта сфера регулируется Гражданским кодексом и соответствующим постановлением Совета министров СССР, выпущенным в 50-х годах прошлого века, которое до сих пор никто не отменял. Разумеется, нормативно-правовая база, посвящённая прямым смешанным перевозкам, нуждается в существенном обновлении. Да, такие перевозки возможны и сейчас, пока проект закона ещё готовится, и все аспекты, как правило, уточняются в контрактах между участниками перевозочного процесса, однако закон необходим, чтобы как минимум чётко прописать ответственность сторон и избежать неразберихи в возможных судебных спорах.

Виктор Сергеев, президент Национальной логистической ассоциации России:
– Действительно, на сегодняшний день существует некий законотворческий вакуум в области регламентирования прямых смешанных перевозок. Но мы должны понимать, что подобные нормативно-правовые недочёты распространяются также и на другие, более популярные логистические решения: унимодальные, мультимодальные и интермодальные перевозки. Взаимоотношения всех участников подобных типов перевозок уже давно чётко регламентируются во всём мире, а в России пока ещё существует этот досадный пробел. Эти недочёты, в свою очередь, приводят к тому, что при различных спорах участники не могут получить полагающуюся неустойку, так как такие случаи не прописаны законодательно. Так что сейчас отрасли требуется документ, который охватит не только прямое смешанное сообщение, но и те виды перевозок, о которых я говорил. И этот документ должен учитывать интересы всех сторон, а также в нём должно быть обязательно прописано, в чьи обязанности будет входить страхование грузов.

Виктория Герами, заведующая кафедрой управления логистической инфраструктурой факультета логистики НИУ ВШЭ:
– Мы возлагаем определённые надежды на этот законопроект. Взаимодействие различных видов транспорта в нашей стране должно чётко регламентироваться. Сейчас идёт унификация и гармонизация требований, прописанных в рамочных транспортных документах. Новый законопроект – это серьёзный шаг в логистической области российского нормотворчества.

Денис Семёнкин, заместитель председателя НП ОЖдПС:
– С моей точки зрения, какой-то необходимости в этом документе сейчас нет. У юристов считается плохим тоном бесконечно пенять на несовершенную правовую базу. В гражданско-правовой сфере существует такой источник права, как обычай делового оборота, или договор. На наш взгляд, на сегодняшний день все проблемы прямого смешанного сообщения находятся вне юридической плоскости. Это вопросы прежде всего технологического, инфраструктурного характера, вопросы понимания участниками перевозочного процесса. Соответственно, никаких существенных вопросов готовящийся законопроект не снимет. Сказать, что с вступлением в силу закона перевозки станут более упрощёнными, нельзя. Во всём мире принято регулировать все вопросы, возникающие на стыках различных видов транспорта, обычаем делового оборота. И принятие федеральных законов, которые лишь закрепощают данную сферу взаимоотношений, я считаю излишним регулированием.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30