14 июня 2021 14:45

На перекрёстке интересов

Минтранс доработал Условия эксплуатации железнодорожных переездов

Согласно новому проекту акта содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов, должен владелец инфраструктуры, но за счёт средств собственников (владельцев) участка дороги, на которых также возложена обязанность по их ремонту и реконструкции.
Речь идёт об участках автомобильных дорог, расположенных до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования.

В Минтрансе пояснили, что под владельцем железнодорожных путей в данном случае следует понимать юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих на своём балансе железнодорожные пути в местах пересечений их автомобильными дорогами. «При этом, если участок автомобильной дороги или улицы в границе железнодорожного переезда принадлежит владельцу дороги, содержание обеспечивается за его счёт, а если владельцу железнодорожных путей, то, соответственно, наоборот (основное требование Гражданского кодекса)», – говорит начальник отдела дорожной деятельности департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Сергей Соболев.

Новый документ пришлось разрабатывать из-за произошедших структурных преобразований как на железнодорожном транспорте, так и в органах государственной власти. Действующие требования по эксплуатации переездов, которые сегодня регулируются Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утверждённой в 1998 году, нуждаются в актуализации.

Работа над Условиями эксплуатации переездов ведётся уже достаточно давно, и это уже не первый вариант документа. Однако до настоящего времени причастным ведомствам – Минтрансу, Росавтодору, а также ОАО «РЖД» – не удавалось прийти к консенсусу в вопросе, кем и за чей счёт должны выполняться работы по содержанию и ремонту участков автомобильных дорог, расположенных в границах переездов.

Заместитель начальника отдела департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Анатолий Охоба говорит, что при обсуждении данного вопроса дорожные организации, Росавтодор и департамент дорожного хозяйства Минтранса России настаивали на закреплении указанных обязанностей за владельцами железнодорожных путей. Он отмечает при этом, что, хотя федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и закреплена обязанность владельца путей содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах переездов, обязанность владельцев путей ремонтировать эти участки, а также содержать их за свой счёт не предусмотрена. Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом РФ именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
«В итоге после ряда совещаний в Минтрансе был предложен вариант, который и закрепили в проекте Условий. Мы прописали, что содержать участок автомобильной дороги в соответствии с 257-м ФЗ будет владелец железнодорожных путей, но за счёт средств собственника (владельца) этого участка дороги. Работы по ремонту и реконструкции этих участков автомобильных дорог также будут производиться их собственником (владельцем) по согласованию с владельцами путей», – говорит Анатолий Охоба.

Сергей Соболев рассказал, что все споры владельцев путей и владельцев дорог в основном происходят из-за того, что никто не хочет разобраться, чья же это собственность. Так, по его словам, у владельца путей сложилось мнение, что владелец дороги является владельцем участка дороги до рельса. По мнению Сергея Соболева, владение дорожника заканчивается на границе полосы отвода железной дороги и нововведение, скорее всего, будет более выгодно для промышленного транспорта, интересы которого представляет ассоциация «Промжелдортранс».
«В то же время для ОАО «РЖД» оно может повлечь больше расходов, поскольку у них полосы отвода гораздо больше границ переезда. А в «чужой» полосе отвода не может быть автомобильной дороги, так как под ней тоже должна быть полоса отвода, – говорит Сергей Соболев. – В этой связи автомобильная дорога заканчивается на границе полосы отвода железной дороги. Компании придётся этот кусок дороги, находящийся в их полосе отвода, передать владельцу автомобильной дороги или содержать его за свой счёт».

Также Сергей Соболев считает, что выполнение требований Гражданского кодекса, отражённое в данном нормативе, подтолкнёт владельцев железнодорожных путей и владельцев дорог разграничить свою собственность, то есть узаконить свои взаимоотношения в части разграничения полномочий по собственности, а соответственно, и по несению бремени ответственности за содержание своего имущества.

Проект Условий согласован Росжелдором, Ространснадзором, департаментом дорожного хозяйства Минтранса России, ОАО «РЖД» и в настоящее время находится на согласовании в Росавтодоре и ГИБДД. Он опубликован на Едином портале раскрытия правовой информации для прохождения экспертизы.

Мария Штаева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30