20 сентября 2021 07:27

Строго по правилам

Курсантов учат управлять локомотивом компьютерной мышью

В Саратове запустили тренажёрный комплекс «Базовый симулятор по отработке алгоритмов управления локомотивом», благодаря которому подготовка машинистов и их помощников станет эффективнее и дешевле.
Базовый симулятор – это первая ступень обучения, за которой последует вторая – комплексный тренажёр.

Группа из 25 курсантов Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций уже начала осваивать симулятор, который представляет собой целый класс, состоящий из рабочего места преподавателя-инструктора и 25 мест машинистов. Каждое оборудовано персональным компьютером с четырьмя дисплеями, на три из которых выводится информация о поездной обстановке. На четвёртом расположены виртуальные органы управления локомотивом. Один преподаватель одновременно обучает всю группу.

Принципиальное отличие симулятора от существующих тренажёров в том, что курсант управляет поездом, используя только компьютерную мышь. «Нажатием кнопки я отрабатываю порядок отправления поезда со станции, управление механизмами тяги и торможения, регламент переговоров и порядок действий в нестандартных ситуациях, – поделился курсант Максим Акулов. – Правда, не могу почувствовать усилия на рукоятках управления локомотивом. Но этот этап у меня ещё впереди на комплексном тренажёре».
«Здесь начинающий машинист или помощник лишён радости тактильных ощущений, – пояснил начальник центра Артур Николаев. – Но для мозгов это без разницы, задача состоит в отработке учеником последовательности действий. Это можно сравнить с игрой в карты на компьютере. Вы не ощущаете их атласную поверхность, но играете строго по правилам».

До появления симулятора курсанты начинали отрабатывать навыки сразу на комплексных тренажёрах, причём каждого индивидуально обучал преподаватель-инструктор. Урок длился от одного до двух часов. «Мы понимали, что неэффективно используем дорогостоящие дефицитные тренажёры, формируя у курсантов с нулевыми знаниями первоначальные навыки», – рассказал начальник Саратовского подразделения центра Александр Ерохин.

Тогда в центре решили создать симулятор для формирования первоначальных базовых навыков управления локомотивом. Пригодился опыт подготовки пилотов гражданской авиации. «Лётчиков на первых этапах обучают на тренажёрах попроще, а уже после пересаживают на более профессиональные, – пояснил Артур Николаев. – Наши специалисты разработали и написали техническое задание для изготовления симулятора. Центр имеет богатый опыт по подготовке локомотивщиков, он создан на базе Саратовской дортехшколы, которая в этом году отметит 80-летие. По нашему техзаданию симулятор изготовила саратовская фирма».

Время подготовки группы сократилось почти вдвое и составило 52 часа вместо 100. Соответственно, снизилась и себестоимость обучения за счёт сокращения оплачиваемых часов педагогической нагрузки. При этом общее количество часов занятий на тренажёрах для курсантов осталось неизменным.
«Привлекательность базового симулятора ещё и в его высокой адаптивности к любым новым сериям локомотивов, – дополнил Артур Николаев. – Требуется лишь перепрограммировать систему и занести в базу данных модель любой серии. Тогда как модернизация комплексного тренажёра более затратна – под современную модель локомотива легче приобрести новый. А стоит он гораздо дороже базового, который обошёлся центру в 2 млн руб.».

В течение года специалистам центра предстоит оценить качество обучения на симуляторе. Если оно будет достойным, Приволжская магистраль предложит растиражировать свой опыт на сеть.

Инга Быкова,
соб. корр. Гудка»
Саратов
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30