24 июня 2021 11:42

Пути - не место, а тема для игр

В Нижегородской области издан учебник «Основы безопасности и правил поведения на железной дороге». Его тираж достаточен, чтобы книга была доступна каждой школьной библиотеке региона.
Бороться с детским травматизмом на путях на Горьковской магистрали как только не пробовали: проводили беседы в школах, выпускали плакаты и памятки, заказывали сюжеты на телевидении. Всё это даёт результат, но не такой, как хотелось бы. Руководство дороги обратилось в минобразования Нижегородской области, которое, в свою очередь, поручило заняться разработкой методики Нижегородскому институту развития образования.

Проблемой занялся преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и «Основ безопасности жизнедеятельности» профессор Виктор Пичененко. «Статистика меня встревожила: всё оказалось хуже, чем я думал, - признался он. - Первым делом собрал всё, что мог: буклеты, плакаты, методические разработки. Многое дали на ГЖД, многое нашёл в Интернете».

Результатом работы профессора стала книга со скучноватым названием. Но внутри неё сказочные персонажи, игры, викторины для младших классов, а для старших – экскурс в историю железных дорог со старинными рисунками и схемами. У учебника есть электронное приложение.

В школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» железной дороге отведён один урок в год. Но есть же классные часы, которые можно посвятить этому вопросу. Ведь речь идёт о жизни детей.

Впрочем, проводить больше уроков тоже недостаточно. Пообщавшись с работниками ГЖД, изучив статистку, профессор Пичененко обнаружил парадоксальную связь: нередко после встречи в школе с железнодорожником, который рассказал о множестве опасностей, подстерегающих на путях, в тот же или на следующий день дети получают травмы на железной дороге. «Каждый должен заниматься своим делом, – объяснил Виктор Пичененко. – Будет лучше, если занятие по безопасности проведёт учитель, а не инженер. Инженер прекрасно знает свой предмет, но он может не уметь общаться с детьми. Он скажет «это нельзя», а школьники тут же пойдут попробовать запретное. Пугать их бессмысленно, нужно объяснить так, чтобы было понятно. И если даже железнодорожник чувствует в себе педагогические способности, всё равно пусть сперва посоветуется с учителями».

Кстати, сами педагоги, тоже немного знают о железной дороге. «Представляете, учителя физики понятия не имеют о том, что Московская дорога работает на постоянном токе, а наша Горьковская - на переменном и напряжение у нас в несколько раз больше. Как же они объяснят, что в Нижегородской области такая «забава», как зацепинг, исключительно опасна: то, что в Подмосковье может обернуться лёгким испугом, у нас закончится гибелью от электрической дуги», - заметил Виктор Пичененко.

Но самое главное, по мнению учёного, - проблема травматизма должна заботить не только железнодорожников и педагогов. «Беда случается тогда, когда ребёнок не в школе, а предоставлен сам себе. И семье, и обществу, и государству надо находить способы занять и заинтересовать детей чем-то важным, полезным. Лучше тратить деньги на это, чем на покраску и ремонт вагонов после очередного налёта юных граффитчиков. И тогда страшная статистика детского травматизма останется в прошлом».

Николай Морохин,
сое. корр. «Гудка»
Нижний Новгород
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30