15 июня 2021 15:03

Против огненной стихии

На помощь пришла современная техника

Пожарные уже тушат первые очаги огня на дорогах в Калининградской области и на Дальнем Востоке.
Валерий Аксютин, главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте ФГП «ВО ЖДТ» России
- Валерий Петрович, когда в этом году прогнозируется начало пожароопасного периода?
- Для нас он уже начался. Ещё в феврале на заседании Центральной пожарно-технической комиссии был рассмотрен вопрос о подготовке к новому пожароопасному периоду. Все дороги получили нашу соответствующую телеграмму. Также дано указание о проведении плановых учений с привлечением пожарных поездов. В апреле на очередном заседании центральной комиссии мы окончательно проверим готовность сети к борьбе с пожарами.

- Что именно будут проверять пожарные инспекторы?
- Весь тяговый подвижной состав на устранение причин искрообразования, готовность полосы отвода. На ней должна быть проведена опашка полтора метра шириной и до 50 см глубиной. Совместно с балансодержателем проверим работоспособность всех колонок, гидрантов, водонапорных башен, где можно заправить цистерны с водой для пожарных поездов. Весь их парк, 307 единиц, в пожароопасный период будет переведён на режим повышенной готовности.

– Кто конкретно должен опахивать полосу отвода и вырубать на ней кустарник и деревья?
– Каждая дорога проводит конкурс на эти виды работ. Их выполняют аутсорсинговые компании. К некоторым из них есть претензии. Особенно к уборке полосы отвода от лесоматериалов.

– Где уже проявились первые пожароопасные признаки?
– На Калининградской и Дальневосточной дорогах. Там пожарные поезда уже участвовали в тушении первых палов травы в полосе отвода. Применяли пожарные стволы, грязесмывочную установку. Она, хотя и предназначена для очистки и дезактивации пути, но отлично показывает себя и на тушении сухой травы в полосе отвода.

– Сколько новых пожарных поездов будут участвовать в тушении огня этим летом?
– До конца 2020 года мы полностью обновим весь парк пожарных поездов. Сейчас на сети их 38. В этом году станет на 20 единиц больше.

– В чём их преимущество по сравнению со старыми моделями?
– У них более мощная насосная установка, современное электрооборудование, надёжная система вентиляции и кондиционирования воздуха, автоматизированная подача топлива. Для размещения работников в вагон-насосной станции оборудовано комфортабельное купе, компактная кухня, биотуалеты.

– Сколько человек обычно обслуживают пожарный поезд?
– Типовой боевой расчёт – шесть человек. Дежурят сутки через трое.

– Каким образом сегодня организовано их взаимодействие с руководством дорог, спасательными службами?
– Пожарные поезда имеют специальную выделенную частоту радиосвязи для её поддержания внутри ОАО «РЖД». По ней поступают команды на выезд при пожарах или чрезвычайных ситуациях. Есть специальная частота для связи с территориальными пожарными подразделениями МЧС России. Ей пользуются в зоне работы пожарных поездов. Для связи внутри боевого расчёта пожарного поезда при тушении возгораний или ликвидации ЧС есть переносные радиостанции и установки громкой связи. Кроме того, пожарные поезда включены в навигационную систему ГЛОНАСС. С её помощью руководство ОАО «РЖД» и лично я осуществляем управление поездами при их выходе к месту пожара или ЧС. Эта система отслеживает их нахождение в режиме реального времени.

– А ваши коллеги за рубежом тоже используют аналогичные пожарные поезда?
– Они есть в Германии, Польше, Франции, Австрии. В основном они предназначены и оснащены оборудованием для тушения пожаров не на открытых участках местности, а в тоннелях. Мы учились у них, когда готовили подобный поезд перед зимней Олимпиадой в Сочи. Он базируется в Адлере и специально предназначен для борьбы с огнём в замкнутых пространствах.

– Чем он отличается от других пожарных поездов?
– Его насосная установка и стационарный лафетный пожарный ствол способны обеспечить подачу огнетушащих веществ с расходом 200 литров в секунду. Для сравнения: у обычного пожарного поезда – всего 50 литров в секунду. Запас пенообразователя – 10 тонн, в обычном поезде – пять. Кроме того, на специальной платформе установлена самоходная роботизированная установка LUF-60. С её помощью в шахту тоннеля можно под большим давлением и скоростью подавать пену или воду, а также направлять воздушные потоки в нужном направлении для безопасной эвакуации людей.

- Где на сегодняшний момент готовятся кадры для пожарных расчётов?
- Это больной вопрос. До 2008 года у нас в подмосковном Пушкине был базовый учебный центр - школа усовершенствования высшего командного пожарного состава. Сегодня она не функционирует. Сейчас на каждой дороге действуют пожарные учебные центры обучения, повышения квалификации, где проходят подготовку работники пожарных расчётов. Между тем командный состав подобрать непросто. В основном к нам идут бывшие сотрудники МЧС России.

- На каких направлениях по опыту прошлых лет подготовлены усиленные мощности и средства для тушения пожаров?
- Объектами пристального внимания будут Дальневосточная, Восточно-Сибирская, Южно-Уральская дороги. Кроме того, в каждом крупном узловом центре, таком как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Хабаровск и другие, будут усилены как меры пожарной безопасности, так и расчёты огнеборцев.

Беседовал Валерий Осипов


Справка «Гудка»
В 2013 году на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрирован 121 пожар (в 2012 году – 173). На подвижном составе произошёл 91 случай (75,21%), прямой материальный ущерб составил 29,9 млн руб. На стационарных объектах – 30 случаев (24,79%), прямой материальный ущерб – 0,4 млн руб. Общий прямой материальный ущерб от пожаров достиг 30,3 млн руб. (в 2012 году – 125,0 млн руб.). Снижение составило 75,8%. В 2013 году проведено 3397 учений пожарных поездов (в 2012 году – 236).
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30