14 июня 2021 04:55

Бороться за уменьшение потерь от нарушения сроков доставки нужно на юридическом поле

В статье «Цена опоздания», вышедшей в «Гудке» 1 апреля, газета подняла отнюдь не шуточную проблему нарушения сроков доставки грузов. Снизить убытки, возникающие при задержке вагонов в пути, – наша общая задача. И юристы компании должны сыграть в её решении не последнюю роль.
Артём Торгашов, начальник юридической службы Северной дороги
Сроки доставки грузов оказывают прямое влияние на выполнение транспортных обязательств. Причём не только перевозчика, но и грузоотправителя, и грузополучателя. От количества времени, затрачиваемого на перевозку, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости подвижного состава и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несёт имущественную ответственность.

Так, в соответствии со статьёй 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за каждые сутки просрочки доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9% от платы за перевозку, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьёй 29 Устава обстоятельств.

Характерно, что ответственность перевозчика за нарушение установленного срока доставки грузов строится по принципу виновности. То есть основанием ответственности за просрочку является вина перевозчика, которая презюмируется.

Мера этой ответственности выражается в расходах в виде выплаты пени за просрочку доставки груза. Если просрочка составляет 11 и более суток, то сумма пени соответствует сумме провозной платы, полученной РЖД за перевозку. Вот и получается, что перевозчик исполняет договор перевозки (пусть и с незначительным нарушением), доставляет груз от станции отправления до станции назначения, несёт расходы, а прибыли от осуществляемой перевозочной деятельности не получает.

Вот почему сегодня, когда у перевозчика фактически нет собственного подвижного состава, когда собственник кровно заинтересован в получении прибыли от эксплуатации вагонов, а законодательство несовершенно, остро стоит вопрос минимизации убытков от просрочки доставки грузов.

Именно на это нацелены юристы Северной дороги. Один из путей решения задачи – доказывать в судах невиновность перевозчика, если вагоны были задержаны в пути следования из-за технических или коммерческих неисправностей. Но для вынесения решений в пользу РЖД необходима хорошая доказательная база. Между тем работники на линии далеко не всегда правильно оформляют первичные перевозочные документы при отцепке вагонов.

Юридической службой магистрали совместно с Северным территориальным центром фирменного транспортного обслуживания и Северной дирекцией управления движением уже подготовлены и утверждены памятки с перечнем необходимых документов, оформляемых при задержке вагонов. Установлен порядок заполнения актов общей формы по фактам задержки, связанным, например, с исправлением погрузки. Определён алгоритм составления уведомлений на отцепку вагона в ремонт и на выпуск из ремонта. Правильно составленные на местах документы должны стать веским основанием для доказательства того, что срок доставки был нарушен по не зависящим от перевозчика причинам.

Другая возможность снижения убытков от просрочки – не доводить до суда обоснованные претензии клиентов. Для этого нужно активизировать работу по заключению мировых соглашений. Зачастую контрагенты готовы получить лишь половину суммы штрафа, но сразу, чем ждать удовлетворения иска по суду. Считаю, что на реализацию мировых соглашений целесообразно выделять средства из бюджета компании. Широкое внедрение практики таких оперативных выплат по согласительным процедурам позволит минимизировать неизбежные потери.

Сказанное не означает, что железнодорожники должны мириться со срывом сроков доставки грузов и порожних вагонов как с неизбежным злом. Повышать надёжность перевозок необходимо в любом случае. Это облегчит юристам их работу и улучшит имидж компании.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30