14 июня 2021 00:12

В режиме оптимизации

Минтранс намерен поддержать ОАО «РЖД» в сложных экономических условиях

Как сообщил вчера на заседании расширенной коллегии Минтранса президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, компания не по своей вине впервые получила убыток по итогам первого квартала в 16 млрд руб. По итогам обсуждения в ведомстве выразили намерение добиваться сбалансированного развития отрасли и оказать всю возможную поддержку железнодорожникам.
В своём выступлении министр транспорта Максим Соколов выделил проблему пригородных перевозок железнодорожным транспортом. «Основная проблема сокращения поездов заключается в неполной компенсации субъектами пригородным компаниям потерь в доходах от установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, – заявил Максим Соколов. – Очевидно, что решить проблему только за счёт государственной поддержки из федерального бюджета невозможно. Чтобы сохранить доступность для населения этого вида перевозок, необходимо предусмотреть средства в бюджетах субъектов».

Эта проблема, а также ряд других, связанных с деятельностью регулирующих органов, тяжело отразились на финансовом положении ОАО «РЖД». Из-за того что правительство не утвердило индексацию тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов, на которую компания имела полное право, в первом квартале образовался убыток в 16 млрд руб. Вопрос об изыскании источника этих средств будет решаться в правительстве. Компания вообще работает в своеобразной системе принятия решений. Её финансовое состояние напрямую зависит от прогнозов Минэкономразвития, но оно никак не корректируется, если эти прогнозы оказываются неточными, заметил глава компании.
«С одной стороны, это говорит о том, что повышается внутренняя эффективность РЖД, но с другой – нельзя повышать эффективность без инвестиций, потому что тогда это просто отложенные расходы, – говорит Владимир Якунин. – Мы в прошлом году сократили расходы на 98 млрд руб., в этом – на 84,9 млрд, но всё равно выполнили планы перевозок. Нужно понимать, что эти деньги – отложенное развитие и ремонты».

Минфин не полностью компенсирует перевозку льготных категорий пассажиров, силовые ведомства за прошлый год задолжали РЖД 4,2 млрд руб. В условиях жёсткой финансовой оптимизации и ограниченности в средствах для компании даже такие суммы имеют огромное значение.

Более того, по словам Владимира Якунина, сейчас звучат предложения по оптимизации проекта расширения БАМа и Транссиба, то есть сокращения средств на эту реконструкцию. «Нужно сделать всё, чтобы ревизия уже принятого правительственного решения не состоялась, – полагает президент ОАО «РЖД». – Легко отнять и поделить, однако как создавать источники дополнительных доходов?» При этом сейчас задерживается правительственное решение о выпуске инфраструктурных облигаций для проекта, что ставит на грань срыва инвестиционную программу в нынешнем году.

Министр транспорта Максим Соколов заявил, что его ведомство всегда будет поддерживать РЖД и по поводу выделения субсидий на пассажирские перевозки, и в части тарифного регулирования, чтобы обеспечить инвестиции и соблюдение нормативов безопасности. «РЖД – самая открытая компания, где все финансы прозрачны, надеемся, наши предложения будут услышаны и одобрены правительством», – полагает Максим Соколов.
«В сложных экономических условиях, когда падает грузооборот и реформируется налоговое законодательство, необходимо поддержать транспортные компании, – считает помощник Президента РФ Игорь Левитин. – Мы знаем, что затруднён доступ к инвестиционным пенсионным средствам, и, как видим, задерживается использование средств Фонда национального благосостояния. Необходимо написать специальную записку президенту по этому поводу. В противном случае мы не сможем поддержать проекты и развитие транспортной инфраструктуры».

По итогам расширенного заседания коллегии принято решение, что министерство продолжит работу над реализацией Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года с учётом мониторинга ситуации, совместно с ОАО «РЖД» скорректирует Стратегию развития железнодорожного транспорта – 2030, а также к концу этого года завершит формирование нормативно-правовой базы и разработку проекта сетевого контракта на гарантированное обеспечение перевозок на 2015–2017 годы.

Сергей Плетнёв


Справка «Гудка»
Итоговое расширенное заседание коллегии Минтранса было юбилейным, поскольку в мае этого года ему, как единому органу управления в сфере транспорта, исполняется 10 лет. Как отметил министр транспорта Максим Соколов, за десять лет подвижность населения выросла в 1,4 раза, в полтора раза снизилось количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств, в 1,3 раза – смертность на дорогах, почти в три раза вырос экспорт транспортных услуг. В отрасли создана новая система планирования и управления, приняты стратегии развития по видам транспорта.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30