14 июня 2021 00:02

Приказы на мишенях

О чём могут поведать «берестяные грамоты» дорожного архива

В архивных помещениях МЖД находится более одного млн 800 тыс. документов. Пожелтевшие под тяжестью времени, они помогают получить уникальные сведения не только из истории столичной магистрали, но и всей страны.
Приказ первого заместителя министра путей сообщения СССР Николая Гундобина от 21 августа 1959 года «О переименовании Московско-Курско-Донбасской железной дороги в Московскую железную дорогу» встречает всех посетителей архива столичной магистрали. Аккуратно прикреплённый к двери кабинета в год 50-летия магистрали, он и спустя пять лет создаёт праздничное настроение коллективу. От оригинала его отличает, пожалуй, только размер (документ немного увеличен на ксероксе). В остальном – точность сродни ювелирной. Особенно впечатляет эффект ветхости, которого сотрудники архива добились, банально используя чайную заварку.

Начальник отдела архивов МЖД Игорь Пахомов сразу же ставит точки над «i». В архиве столичной магистрали в основном хранятся документы по персоналу: личные дела сотрудников, лицевые счета по заработной плате и прочее. Такие бумаги, как мне сказали, Росархив предписывает хранить 75 лет.
– Приказы о создании какой-либо структуры в архивном мире считаются документами постоянного срока хранения и в обязательном порядке подлежат сдаче в государственные архивы, – отмечает Игорь Николаевич. – Оригинал приказа о переименовании Московско-Курско-Донбасской железной дороги в Московскую находится в архиве экономики Российской Федерации.

Любопытно, что в главном хранилище документов столичной магистрали немало личных дел с датой создания второй трети XIX века, несмотря на 75-летний срок выхода в тираж таких бумаг.

– Как так получается, что единицы хранения, которые отжили свой срок, всё ещё можно здесь встретить? – сама того не подозревая, задаю один из самых дискуссионных вопросов в архивном мире.
– Однозначного ответа на этот вопрос вам не даст никто. По формальным признакам, конечно, мы можем уничтожить подобные документы, – объясняет Игорь Николаевич. – У меня, историка по образованию, на такое, скажу честно, рука никогда не поднимется. Поскольку они просуществовали более трёх четвертей века, то сами по себе представляют историческую ценность. Приведу вам простой пример. Если посмотреть на перечень сроков хранения, который сегодня существует, то даже иные берестяные грамоты могли бы оказаться в разряде «первичных бухгалтерских документов» сроком хранения пять лет и меньше. Но ведь берестяные грамоты бесценны! Те же документы, что находятся у нас, наравне с газетами, записками, письмами людей помогают историкам создать более многогранный образ эпохи. Кроме того, существует негласное распоряжение Росархива о том, чтобы документы, датированные 1945 годом и ранее, вообще не трогать, даже не переплетать и не перешифровывать. Сами по себе они являются исторической ценностью.
Кое-что посчастливилось подержать в руках и мне. Вот уж точно – время придаёт особую ауру вещам! А как оно меняет язык?! Передо мной «матрикульный список», что в вольном переводе на современный «великий и могучий» означает «листок по учёту кадров». Составлен он в 1918 году, поэтому разобрать, что там написано, крайне сложно. Кстати, дата создания документа напрямую связана со степенью его «читабельности». Дело в том, что, как только в делопроизводстве стали использовать пишущие машинки, а именно: после 1910 года, эра каллиграфии постепенно стала приближаться к своему закату. Например, в личном деле 1897 года можно увидеть аккуратнейшим образом выведенное название должности его обладателя – «тормозной кондуктор товарных поездов». В конце XIX века была и такая специальность на железной дороге. Повстречались мне также «стеклографистка» из культмассового отдела Моссовета, «печник», «молотобоец», «переписчик», «письмоводитель» и даже «швейцар».
– Как такое уничтожить?! – разводит руками начальник отдела архивов МЖД, подбирая документы времён ВОВ, которые, к слову, заслуживают отдельного внимания.

А необычны они в первую очередь своим носителем – бумагой, которая в пороховые 40-е была в большом дефиците. Можно найти приказы по личному составу, написанные на простреленных мишенях или на оборотной стороне немецких документов.

В этом смысле представленные в дорожном архиве единицы хранения имеют большую ценность для историков. Впрочем, в поисках интересных сведений для научных трудов сюда часто заглядывают учёные. Приходят и журналисты из программы «Жди меня». В последнее время, по словам сотрудников, увеличилось число запросов по генеалогии. Всё больше людей хотят получить информацию, кем и когда работал их родственник на стальной магистрали. И что удивительно, далеко не всегда авторами подобных запросов являются сами железнодорожники.

Тем не менее львиная доля работы сотрудников архива приходится на предоставление документов, необходимых для оформления пенсий и социальных льгот. Часто стали приходить люди с просьбой найти хоть какое-нибудь подтверждение их пребывания во время войны на оккупированной территории. Раньше, как известно, это и фиксировалось документально не всегда, да и говорили на эту тему без особой охоты. А помочь в данной ситуации, по словам Игоря Пахомова, можно тем гражданам (как правило, в годы войны они были школьниками), кто об оккупации рассказывал в автобиографиях. Эти записи для государственных структур сегодня служат доказательством и дают человеку право на социальные льготы.
– Запрос запросу – рознь, – рассказывает о своей работе самый опытный специалист дорожного архива инспектор отдела архивов Вера Панина. – К сложным я бы отнесла те, что поступают от бывших работников рефрижераторного депо. 25 лет непрерывного стажа на этих предприятиях дают им право на льготный выход на пенсию. Я, соответственно, должна внимательно просмотреть личное дело, все приказы и лицевые счета железнодорожника на предмет ежемесячной выработки часов. На это уходит много времени. А как иначе? Зато, когда выдаю человеку долгожданную справку, на душе становится веселее. Люди благодарят. Значит, кому-то моя работа помогла.

Наталья Щевелева
Фото автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30