22 июня 2021 05:30

Мосты традиций

Организации ветеранов войны и труда железнодорожников России – 30 лет

Многочисленные ветеранские организации на железнодорожных предприятиях существовали ещё до войны. Но объединены они были лишь в 1984 году в единую структуру – Организацию ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, которая празднует свой юбилей. Что удалось сделать для ветеранов? Какие новые задачи организация ставит перед собой? Об этом беседа нашего корреспондента с председателем Центрального совета ветеранов ОАО «РЖД» Николаем Громом.
– Николай Петрович, почему 30 лет назад железнодорожные ветеранские организации объединились?
– Наши организации всегда были очень активными, но прямо скажем – разрозненными. Между тем вопросов, связанных с более эффективной поддержкой ветеранов войны и труда, было предостаточно. Это и лучшее обеспечение защиты их социально-экономических прав, наиболее полная реализация законодательства о пенсии, медицинское и бытовое обслуживание, улучшение материального благосостояния, работа с молодёжью, наставничество… Стало ясно, решить столь широкий спектр проблем можно только сообща. И в 1984 году по решению коллегии МПС появилась Организация ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России.
Сегодня она объединяет более 750 тыс. ветеранов-железнодорожников, свыше трёх тысяч первичных организаций. Это одна из самых крупных ветеранских организаций страны. Она проводит очень серьёзную работу по оказанию помощи отрасли, воспитанию молодёжи, сохранению славных трудовых традиций, памяти о Великой Отечественной войне… Ветеранам оказывается большое внимание и поддержка всеми структурами железнодорожного транспорта. Это ежемесячные выплаты за стаж, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, ежегодный разовый проезд на железнодорожном транспорте в любую точку страны, оказание ритуальных услуг… Причём появление в ходе структурных преобразований ОАО «РЖД» новых коммерческих структур особо не сказалось на положении пенсионеров. Эти организации продолжают исполнять отраслевой и коллективный договор ОАО «РЖД», в которых предусмотрены вышеперечисленные льготы. Такой мощной ветеранской организации, как у железнодорожников, сегодня нет ни в какой другой отрасли. Поэтому нам по-хорошему многие завидуют.

– Наверное, не просто было добиться такой объёмной поддержки?
– Сложно, потому что это всегда большая организационная и правовая работа. Но её результаты стали возможны благодаря пониманию проблем ветеранов руководством ОАО «РЖД», а ранее – МПС. Тридцать лет назад наша организация и создана была при непосредственном участии коллегии МПС. Председателем Совета ветеранов тогда стал Иван Владимирович Ковалев – бывший министр путей сообщения СССР, в прошлом крупный организатор военных перевозок Красной армии. И впоследствии Центральный совет ветеранов возглавляли бывшие высшие руководители наших ведомств. Они сделали очень много для становления ветеранской организации. ОАО «РЖД» буквально с самого начала своей деятельности относилось к пенсионерам очень внимательно. Компания создана 18 сентября 2003 года, а уже в декабре появилось распоряжение о социальной поддержке неработающих пенсионеров.
Мы очень тесно взаимодействуем с РЖД. Я регулярно бываю на планёрках, которые проводит Владимир Иванович Якунин. Иногда выступаю с информацией о жизни ветеранской организации. В компании есть департаменты, с которыми мы работаем и чувствуем их внимание к нашим нуждам. На многих форумах я совершенно искренне говорю, что мы, ветераны, благодарны нынешнему поколению работников отрасли за то, что они помнят о тех, кто создавал нашу великую железнодорожную державу.

– Какое достижение по защите ветеранов вы считаете важнейшим?
– Это прежде всего ежемесячная материальная поддержка. Её средний размер сейчас 514 руб. В 2013 году 272 тыс. человек получили такие выплаты на сумму 1,7 млрд руб. Но также очень важное направление – сохранение славных боевых и трудовых традиций. Всё-таки многие ветераны проработали в отрасли 40 лет и более. Их усилиями осуществлялись развитие и реконструкция отрасли. Они были организаторами перехода на тепловозную и электрическую тягу, внедряли большегрузный подвижной состав, строили новые стальные магистрали, механизированные сортировочные горки… Участвовали в строительстве и эксплуатации БАМа. А в 1988 году сумели обеспечить наибольшие объёмы перевозок за всю историю: 4115,6 млн тонн грузов и 4395,9 млн пассажиров. Так что нам есть о чём рассказать молодёжи. Но мы не забываем, что и сами воспитывались на великих примерах: Петра Кривоносова, установившего в 1935 году рекорд скорости вождения локомотива, Семёна Кутафина, обеспечившего ускоренное продвижение поездов, Виктора Соколова, ставшего единственным на сети дважды Героем Социалистического Труда, и многих других новаторов…
Наш долг– наводить мосты великих железнодорожных традиций с настоящим и будущим отрасли. Ветераны выступают на предприятиях, в музеях, школах, участвуют в разных мероприятиях, стараясь передать молодому поколению свои знания, а самое главное – богатый опыт работы.

– Но готова ли молодёжь воспринимать эти ценности? Не мешает ли этому разрыв поколений?
– У нас множество примеров, когда молодёжь не просто воспринимает, а развивается благодаря нашему участию. Так, в локомотивном депо Пермь-сортировочная с участием ветеранов, в прошлом машинистов-инструкторов, только в минувшем году подготовлено 30 машинистов первого и второго класса. В эксплуатационном вагонном депо Войновка ветеран труда, почётный железнодорожник Александр Мельников на рабочем месте показывает молодым, как готовить грузовые поезда к безаварийному проследованию по участкам, а бывший осмотрщик-ремонтник вагонов этого же депо заслуженный работник транспорта Виктор Белов преподаёт им основы теоретической подготовки.
Мы сотрудничаем с множеством организаций: вузами, школами, музеями… И везде чувствуем горячий интерес к тому, как жили, работали прежние поколения железнодорожников.
А что касается разрыва поколений… Знаете, на съезде профсоюзных работников я однажды сказал: «Берегите ветеранов. Во-первых, они заслужили это многолетним честным и самоотверженным трудом. Во-вторых, ветеран – это, не уверен, что светлое, но точно будущее каждого из вас». Зал одобрительно загудел. Разумные люди понимают, что время неумолимо проходит. И, относясь достойно к прошлому, мы закладываем надёжный фундамент для будущего.

– Понятно, что проблем у ветеранов предостаточно. Какие, по вашему мнению, самые острые?
– У меня очень болит душа за учителей и воспитателей детских садов, которые работали в системе МПС. Выйдя на пенсию, они получали мизерные льготы. Но в 2012 году и их отменили. Формально, казалось бы, правильно. Компания избавляется от непрофильных активов. В её Коллективном договоре сказано, что если имущество организации не вошло в уставный капитал ОАО «РЖД», то ликвидируются и льготы этих работников. Но, согласитесь, тому же учителю, который вышел на пенсию, скажем, при советской власти, просто обидно потерять льготы. А среди них есть и участники войны, и труженики тыла. И надо бы восстановить справедливость, хотя бы в отношении тех, кому 80 лет и больше, кто проработал в отрасли более 20 лет. Таких людей не так уж много осталось. Есть и средства для этого. Увы, но каждый год умирает примерно 25 тыс. ветеранов. Фонд «Почёт», в котором они состояли и получали свои выплаты, новых членов не берёт. Значит, эти деньги можно бы отдать ветеранам сферы образования МПС СССР и МПС России. Вопрос этот никак не решается. Но я оптимист. Надеюсь, нас всё-таки услышат, и справедливость восторжествует.

– Как ветераны будут отмечать юбилей своей организации?
– У нас запланировано много мероприятий. Это и видеоконференции по сети, большой концерт, встречи с молодёжью, школьниками… Мы выпустили памятную медаль, которую получат наиболее активные ветераны. Подготовлена книга о нашей организации и выдающихся железнодорожниках прошлого. Нам есть чем гордиться. Но сделать хочется ещё больше.

Беседовала Наталья Кузина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30