14 июня 2021 06:54

Вопрос дня

Стоит ли привязывать грузовые тарифы к рыночной стоимости перевозимых грузов? С такой идеей сейчас выступают некоторые представители промышленности.

Фёдор Пехтерев, генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО «РЖД»):
– На мой взгляд, действующая система тарифообразования на железной дороге, во-первых, по-прежнему целесообразна, сбалансирована и ещё не потеряла своей актуальности, а, во-вторых, предельно прозрачна. По этим причинам я не вижу смысла что-либо менять в этой области в ближайшее время.
А сама идея привязки к конечной стоимости перевозимых грузов мне кажется как минимум до конца непродуманной.

Павел Соколов, генеральный директор ОАО «РЖД Логистика»:
– Нынешняя система тарифообразования включает в себя ряд важнейших аспектов: здесь просчитаны в том числе и расходы на топливо, и заработная плата сотрудников.
Чисто теоретически замысел такой привязки имеет право на существование. Однако при этом надо установить некие границы, чтобы при обвале цен, скажем, на нефть, её перевозки по сети не становились убыточными для железнодорожников. Или наоборот, чтобы при бурном росте цен не разорялись грузоотправители.
Но при этом надо понимать, что цены на ряд грузов, например на металлы и энергоносители, могут колебаться не только по нескольку раз за год, но и изменяться в течение одной отдельной взятой недели. В этом случае возникнут вполне логичные сложности с заключением долгосрочных контрактов на грузоперевозки.
В общем, такая идея может быть интересной для участников рынка только в случае учёта всех нюансов.

Виктор Жуков, директор по маркетингу и тарифной политике ОАО «Транс-Контейнер»:
– Я считаю, что не совсем правильно привязывать грузовые тарифы к рыночной стоимости товаров.
Во-первых, стоимость товара может колебаться в зависимости от многих факторов (конъюнктура рынка, платёжеспособность потребителей, сезонность и другие), во-вторых, она в принципе отличается в разных регионах.
Уровень тарифов на железнодорожные перевозки должен обязательно учитывать стоимость доставки на данном маршруте альтернативными видами транспорта (автомобильный, морской). Сегодня вследствие развития сети автомобильных дорог и автоперевозок конкуренция между железнодорожным и автотранспортом становится все более острой, в том числе и на значительные расстояния.
Из-за того, что количество факторов, влияющих на тарифы, становится всё больше, проблематично выделить один и привязывать стоимость перевозки только к стоимости товара, особенно сейчас, в условиях роста конкуренции. Сегодня, исходя из практики ОАО «ТрансКонтейнер», когда мы формируем ставки за предоставление вагонов и контейнеров на том или ином участке, мы учитываем очень много факторов, среди которых и объём контейнера, и конкуренция на маршруте, и направление регулировки.

Андрей Волков, заместитель генерального директора ЗАО «ОТЭКО»:
– С одной стороны, такая идея интересна, логическое зерно здесь определённо присутствует, а с другой – такая задача труднореализуема.
Прежде всего, не совсем понятно, где эти цены будут публиковаться, откуда их брать? Кроме того, многое зависит от направления перевозок: везёшь на запад – одна цена, на восток – уже другая, а груз один и тот же. Плюс ко всему номенклатура грузов – это огромнейший массив, и РЖД придётся проводить огромную работу, не важно – чтобы менять тарифы каждый месяц или же пересчитывать в конце года, учитывая колебания стоимости за этот период.
Так что не думаю, что в настоящее время такая идея целесообразна.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30