24 июня 2021 13:01

С новыми функциями

Совершенствуется система корпоративного управления ОАО «РЖД» на региональном уровне

Региональные оперативные комиссии были образованы в декабре 2005 года как совещательные органы при начальниках железных дорог. Целью их создания было обеспечение эффективного взаимодействия железной дороги с расположенными в её границах другими филиалами и их структурными подразделениями, негосударственными учреждениями, а также дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД».
За время работы региональные оперативные комиссии успешно справлялись с возложенными на них задачами и обеспечивали выработку всесторонне взвешенных решений. С началом реализации в 2012 году железными дорогами функций Региональных центров корпоративного управления содержание задач, решаемых комиссиями, и состав рассматриваемых ими вопросов значительно изменился. Также на отдельных железных дорогах изменилась и их структура. В составе комиссий были образованы профильные рабочие группы, в том числе по стратегическим инициативам, по безопасности движения поездов, бренду и информационной политике.

Весь наработанный в этой сфере опыт лёг в основу нового комплекта документов, регламентирующего работу региональных оперативных комиссий железных дорог, утверждённого президентом компании в январе 2014 года.

Главной целью комиссий стало обеспечение согласованной деятельности железных дорог и региональных дирекций, структурных подразделений, негосударственных учреждений, а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах железной дороги, при реализации ими корпоративных политик, стратегий, норм, правил и стандартов.

Новыми документами также определена структура комиссии. В частности, в её состав вошли: комитеты, территориальные подкомиссии и узловые рабочие группы. Мониторинг и сопровождение деятельности комиссии в центральном аппарате на постоянной основе осуществляет департамент развития системы управления.

В настоящее время на всех железных дорогах ведётся работа по созданию оптимальной структуры рабочих органов комиссии и формированию чёткого порядка взаимодействия между комиссией и её комитетами. Этот процесс во многом обусловлен ситуацией в регионах, особенностями их хозяйственной деятельности и актуальностью решаемых задач. Именно поэтому новыми документами не был определён жёсткий состав комитетов и каждая дорога сама определяет их количество.

В то же время начальникам железных дорог следует соблюдать единый принцип, согласно которому состав рабочих органов при комиссии должен быть необходимым и достаточным для решения задач, входящих в компетенцию комиссии, и определяться в соответствии с принципом общности возникающих проблем и специфики деятельности.

Между тем в департаменте развития системы управления отмечают, что новая идеология работы комиссий воспринята пока не всеми руководителями в компании. Так, наблюдается делегирование центральным аппаратом для рассмотрения на комиссии вопросов, не относящихся к сферам их деятельности. Также спускаются распоряжения о создании на железных дорогах рабочих органов, задачи которых зачастую дублируют задачи комиссии и её профильных комитетов. Это приводит к увеличению совещательных органов, снижению качества и эффективности управления, а также отвлекает руководителей от основной деятельности.

Начальник департамента Глеб Зазнов в связи с этим констатировал: «Только через единое восприятие и понимание всеми причастными задач, поставленных перед Региональной оперативной комиссией и её рабочими органами, можно достигнуть эффективности по рассматриваемым вопросам и вырабатываемым по ним решениям».

Пётр Астахов


Справка «Гудка»
Основными задачами региональных оперативных комиссий являются:
– формирование единого информационного пространства и обеспечение соблюдения в границах железной дороги единых политик ОАО «РЖД», в том числе финансово-экономической, технической, информационной, технологической, транспортной, кадровой и социальной;
– выработка согласованных решений по реализации стратегий развития холдинга «РЖД» в границах железной дороги;
– внедрение передовых стандартов корпоративного управления в границах железной дороги;
– обмен опытом, выработка механизмов и обеспечение эффективного взаимодействия подразделений и учреждений ОАО «РЖД» и ДЗО в целях соблюдения безопасности перевозочного процесса;
– обеспечение эффективных деловых коммуникаций между железной дорогой, подразделениями и учреждениями ОАО «РЖД» и ДЗО, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30