23 июня 2021 15:33

Проезд лубрикатора на запрещающий сигнал высветил недостатки в работе депо

В ночь с 22 на 23 марта на станции Казинка Юго-Восточной дороги локомотив-рельсосмазыватель проехал на красный сигнал светофора и через полторы сотни метров взрезал стрелку.
Лубрикатор на базе электровоза ВЛ80К шёл на некотором удалении за грузовым поездом по участку длиной более 4,5 км. На его пути было три маршрутных сигнала.

Первый по ходу движения сигнал был зелёным, второй – красно-жёлтым, и локомотив-рельсосмазыватель остановился на несколько минут. Когда машинист Сергей Фролов и помощник Артём Дешевых (это была их первая и, как оказалось, единственная совместная поездка) продолжили движение, на третий сигнал они уже не обратили внимания.

Дежурный по станции Казинка Людмила Романюк не стала вызывать локомотив-рельсосмазыватель, потому что две из трёх сигнальных точек были переведены на автодействие и за их показаниями должна была следить бригада. В итоге рельсосмазыватель не остановился, как положено, за 50 м до запрещающего сигнала и на скорости 23 км/ч проехал на красный.
«Я его не видел, думал, что сигнал откроется, как только проследует идущий впереди поезд», – объяснялся машинист, полностью признавший свою вину. То же сказал и его помощник. А свои последующие действия Фролов и Дешевых назвали машинальными.

Дело в том, что если при проезде на запрещающий бригада не предпринимает никаких действий, уже через несколько секунд после нарушения остановить локомотив должны системы безопасности. Однако 23 марта этого не произошло. Машинист с помощником машинально, по их словам, нажали кнопки «рукоятка бдительности» и «выключение сигнала К». В техническом заключении комиссии, расследовавшей инцидент, говорится, что таким образом бригада произвела смену огней на локомотивном светофоре с красного на белый, что явилось вмешательством в систему безопасности машины. Делать это по инструкции разрешено только при манёврах и строжайше запрещено во всех остальных случаях. В итоге системы безопасности локомотива не отреагировали на проезд красного и не произвели остановку. Так рельсосмазыватель получил возможность проехать свыше 150 м до стрелки, хотя должен был остановиться задолго до подъезда к ней.

Людмила Романюк вызывала бригаду по радиосвязи, когда лубрикатор уже шёл к стрелке, однако Фролов и Дешевых ответили не сразу. Впрочем, как показала запись переговоров, в первые мгновения было непонятно, кого вызывает дежурный. Бригада среагировала только тогда, когда прозвучало слово «рельсосмазыватель», и остановила локомотив.

Инцидент выявил серьёзные упущения в организации безопасности движения. Сигналы на станции были включены в режиме автосрабатывания. Это облегчает труд диспетчерского аппарата, особенно при больших объёмах сортировочной работы. Однако факт, что бригада вообще не будет следить за дорогой, не был учтён.

Кроме того, оказалось, что подготовка помощников машинистов в Елецком профессиональном училище № 1 оставляет желать лучшего. Оно находится в структуре Управления образования Липецкой области, и корректировать программы и методы обучения железнодорожники не вправе.
«Училище относится к областному Управлению образования и науки, и напрямую повлиять на качество обучения в нём мы не можем. Но представителям Дирекции тяги надо регулярно бывать в учебном заведении и контролировать процесс обучения», – рекомендовал начальник Юго-Восточной дороги Анатолий Володько.

В ходе разбора у руководства дороги появились серьёзные вопросы к эксплуатационному локомотивному депо Елец-Северный, где работали Фролов и Дешевых. Зачем предприятие принимает на работу людей с низким уровнем подготовки? Почему бригады формируются хаотично, ведь «отличившиеся» машинист и помощник не только ни разу не работали вместе, но и трудятся в разных колоннах? Наконец, на каком основании по результатам разбора в депо, который прошёл на следующий день после инцидента, взыскания наложены и на тех, что вовсе не причастны к случившемуся, в частности к дежурному по депо.

Сделан вывод и по работе диспетчерского аппарата. Автодействие сигналов позволяло дежурной по станции не вступать в переговоры с бригадой. И хотя машинист с помощником нарушили регламент, двигаясь на красный без вызова дежурной, она должна была вызвать их сама, увидев на пульте, что рельсосмазыватель приближался к запрещающему сигналу без снижения скорости. То есть проезда можно было избежать, если бы дежурная вызвала бригаду сразу, как только заметила нарушение локомотивщиками правил подъезда к запрещающему сигналу.
«Этот случай участия дежурного в инциденте с проездом на запрещающий сигнал должен стать последним», – потребовал начальник Юго-Восточной дирекции управления движением Вадим Серов.

В целом же вина за случившееся возложена на эксплуатационное локомотивное депо Елец-Северный. Непосредственные виновники расстались с работой, машинист-инструктор Сергей Фролов написал заявление по собственному желанию, а его коллега, курировавший Артёма Дешевых, переведён на должность помощника машиниста. Начальнику депо Игорю Королькову дали три месяца на исправление ситуации на предприятии.

Сергей Михалёв,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж


Количество случаев проезда запрещающего сигнала в 2013 году
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30