14 июня 2021 06:14

Бессистемный подход

Централизованная система образования свойственна далеко не всем странам. В США, например, каждый штат формирует свои школьные стандарты.
Кажется вполне логичным, что Министерство образования определяет, какими учебниками и методиками должны пользоваться во всех школах страны. Такой подход сформирован в России, так же к системе школьного обучения подходят и во Франции, где список рекомендованной литературы устанавливается централизованно.

Однако большинство стран предпочитают децентрализованный подход к образованию, оставляя за каждым округом или штатом право выбирать свои учебные пособия. В начальной школе Великобритании учителя вообще избегают учебников, а уроки ведут исключительно по рабочим тетрадям.

В Германии образовательные стандарты также носят рамочный характер: содержание программ и учебные пособия преподаватели подбирают сами.

Пожалуй, самый яркий пример такой системы – это США, там образовательные стандарты и программы, как правило, принимаются самостоятельно местными органами власти. Заксобраниями каждого штата устанавливается общий минимальный уровень знаний для школ. Только 22 штата сформировали список рекомендуемых книг.

В школах Техаса дети пользуются учебниками с ярко выраженной клерикальной направленностью. Список рекомендованных книг формирует Государственный совет по образованию, который в Техасе избирается голосованием, проходящим практически без участия выборщиков. При активном лоббировании со стороны богатых благотворителей, а это распространённая практика, на парты попадают именно те учебники, которые интересны влиятельным спонсорам.

Из техасских школьных учебников исчезло упоминание о Новом курсе Рузвельта как о значительном событии в истории Америки. В штате приняли новый стандарт, согласно которому учебники, упоминающие теорию эволюции, «должны идентифицировать её как лишь одно из возможных объяснений возникновения человечества».

Калифорния, где находится абсолютное большинство государственных школ, впадает в другую крайность, стремясь к пропаганде здорового образа жизни и продвижению ценностей «зелёных» организаций. Все издатели знают: чтобы учебник прошёл экспертизу в Калифорнии, в нём не должно быть упоминаний о фастфудах.

Александра Посыпкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30