24 июня 2021 11:29

Книги в опале

Минобрнауки утвердило новый перечень школьных учебников. Сейчас документ ожидает согласования с Минюстом, после чего будет представлен официально.

Итоги Научно-методического совета Минобрнауки в части формирования федерального перечня учебников на 2014/15 год вызвали бурную реакцию в обществе. Против исключения из списка конкретных учебников протестуют педагоги, родители, издатели. Протест столь силён, что Общественный совет при Министерстве образования и науки попросил ещё раз пересмотреть перечень. Ведомство отказалось.
«Учебник высокого качества, даже если он используется в пяти школах, должен быть в перечне. А учебник, в котором есть ошибки, вреден и бесполезен, даже если он используется в тысяче школ, должен быть исключён», – заявил министр образования Дмитрий Ливанов.

Новый список критикуют не за то, что он «похудел» (в опале оказалось 136 учебников). И не за то, что на экспертизу каждого издания было слишком мало времени. И даже не за то, что некоторые авторы пострадали из-за бюрократических формальностей. Большинство возмутило то, что вне закона оказались школьные программы, по которым училось несколько поколений россиян.


Новая экспертиза

Летом 2013 года Минобрнауки издало приказ № 1047, который регламентирует новый порядок формирования перечня учебников, рекомендуемых к использованию в школах. Две обязательные экспертизы – Академии наук и Академии образования – дополнили общественной экспертизой и мнением Научно-методического совета при министерстве. Право на вердикт оставили за последним.
«Экспертиза состоит из трёх частей: научной, педагогической и общественной. На педагогическую поступило 548 учебников из 10 издательств по 28 предметам. Из них не прошли экспертизу около 20%», – рассказывает пресс-секретарь Российской академии образования Антон Четвертков.

Претензии к учебникам у экспертов РАО разные. Одни грешат фактическими ошибками, другие не учат работать самостоятельно, не способствуют мотивации школьника.
«Как правило, издательства соглашались с результатами экспертизы и брали учебники на доработку, чтобы в следующем году представить их заново. Если они пройдут процедуру в следующем году, то их могут включить в перечень», – говорит Антон Четвертков.

Впрочем, по мнению самих исключённых, этот шанс невелик. Учебная программа рассчитана на несколько лет. Если для первого класса уже выбрана методика, то менять её в следующем году из-за дополненного списка никто не будет.


За бортом

Что касается издателей, то решение Минобрнауки стало для них неприятным сюрпризом. Там тоже не ожидали, что программы, проверенные годами и поколениями школьников, окажутся не у дел. Проблема в том, что издательства выпускают учебники на годы вперёд. Теперь у них нет шансов попасть в образовательную обойму в ближайшие три года.

Здесь логичнее говорить не об убытках, а о недополученной прибыли, считает вице-президент Ассоциации книгоиздателей России Олег Филимонов. «Если издатель берётся выпускать учебную литературу, он должен понимать всю серьёзность и трудоёмкость этого процесса, должна быть хорошая подготовка специалистов и авторского актива», – говорит специалист.

Олег Филимонов уверен, что многоступенчатая экспертиза действительно помогает отфильтровать некачественное содержание.
«Составление общефедеральных списков – вопрос признания издательств на разных уровнях, оно делается для того, чтобы не было никакого лоббизма, чтобы всё было объективно», – говорит Олег Филимонов.

Однако сами издатели с этим не согласны. Многие утверждают, что они выпали из списка из-за бумажной волокиты. «Ряд наших учебников забраковали в Министерстве образования и науки из-за сомнений в подлинности заключений по результатам научной экспертизы. Мы считаем, что это противозаконно», – утверждает директор издательства «Мнемозина» Марина Безвиконная.

В перечень включили только 43 учебника издательства, ещё 130 книг не прошли отбор.

Своё заключение министерство даёт не на конкретный учебник, а на всю линию, по которой ребята обучаются несколько лет подряд. Правда, если школа уже закупила книги, которые не вошли в список, пользоваться ими учителя могут ещё пять лет. По словам Марины Безвиконной, проблема в том, что далеко не все школы закупают сразу всю линейку на несколько лет вперёд, ограничиваясь, к примеру, 5-ми и 6-ми классами, а для 7, 8, 9-х закупают книги позже.
«Но если в этом году эти учебники уже не входят в федеральный перечень, то школы по закону не имеют права их закупать. Получается, что продолжать обучение придётся уже по другой утверждённой программе», – объясняет директор издательства «Мнемозина».


Учителя против

Из перечня исключили книги по методикам Занкова, Петерсон, Гейдмана и Граник – классиков отечественной педагогики. В связи с этим на повестку дня вышел и вопрос адаптации учителей.
«Под классические учебники есть пособия для учителя, рабочие тетради для учеников, программы и методики – без всего этого учебник работать не может. Под новые книги придётся создавать новое обеспечение», – говорит учитель географии московского лицея «Вторая школа» Леонид Перлов.

Педагог не в восторге, что придётся тестировать новые программы, экспериментировать, в том числе в ущерб знаниям.
«Учебники, которыми мы пользовались, проверены опытом и временем, в них исправлены многие недостатки. И в этом состоит их преимущество», – считает Леонид Перлов.

Надежда Россихина
Александра Посыпкина

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30