17 июня 2021 06:07

Закон уточнил требования и повысил ответственность

Нововведения в законодательстве о транспортной безопасности дают дополнительные основания для проведения проверок органами государственного контроля.
Владимир Тюльков, Московский межрегиональный транспортный прокурор
В начале февраля в силу вступил федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». При помощи этого документа были устранены пробелы федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», действовавшего ещё с 2007 года. Данный закон, являясь по своей сути базовым актом, имел чрезвычайно широкое толкование, не содержал конкретных требований к силам и средствам обеспечения транспортной безопасности, а по отдельным направлениям лишь формализовал процесс.

Февральские поправки значительно изменили 16-ФЗ – расширился понятийный аппарат, приобрели чёткость задачи и механизмы реализации планов обеспечения транспортной безопасности, а также информационное обеспечение в этой области. Отмечу, что в данном законе также прописаны дополнительные основания для проведения проверок органами государственного контроля.

Более подробно остановлюсь лишь на некоторых новеллах законодательства.

Так, теперь защите от актов незаконного вмешательства, в том числе и террористических угроз, подлежат не только сами объекты транспортной инфраструктуры, но и сооружения, находящиеся на их территории, в том числе и недостроенные. Закон обязывает собственников и перевозчиков предоставлять в компетентные органы, задействованные в обеспечении безопасности их объектов, полную и достоверную информацию для проведения категорирования. Вместе с тем предусмотрена возможность проведения оценки уязвимости транспортных средств самими субъектами транспортной инфраструктуры. Это значительно сократит время и ресурсы на проведение подобной работы.

Из списка объектов, обязательных к категорированию, исключено несколько позиций. Таким образом, собственники могут не вносить в ранжиры ряд сооружений и транспортных средств.

Важное дополнение – реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов и средств осуществляется поэтапно. Количество этих этапов и их сроки должны быть чётко регламентированы. Данное положение закона особенно актуально, учитывая, что основная нагрузка в обеспечении транспортной безопасности ложится именно на собственников инфраструктуры.

В обновлённом законе говорится также и о необходимости набора сотрудников и подготовки сил для обеспечения транспортной безопасности. Такие подразделения подлежат обязательной аттестации, проводимой соответствующими органами. На своеобразных экзаменах будут проверяться не только знания, умения, навыки, но и физическая подготовка, личные психофизиологические качества претендентов. Всё это необходимо для того, чтобы безопасность пассажиров обеспечивали действительно квалифицированные сотрудники.

Введены в законодательство нормы, позволяющие собственнику инфраструктуры и перевозчику проводить несколько уровней досмотра, предусмотрены основания и условия их проведения.

Отдельно стоит отметить изменение КоАП в части нарушения законодательства о транспортной безопасности. Так, расширен перечень оснований привлечения к административной ответственности, увеличен размер штрафов.

К примеру, неисполнение требований по обеспечению или соблюдению транспортной безопасности отныне влечёт ответственность до 500 тыс. руб., а в некоторых случаях и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Подобное наказание влечёт и нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Если будет нарушен порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности, а также аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра и т.д., виновные также будут оштрафованы на сумму до полумиллиона рублей.

Законодателем усилена и уголовная ответственность за «неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах» (ст. 263.1 УК РФ). Теперь за совершение данного преступления вместо пяти будет грозить срок до восьми лет лишения свободы.

Отмечу, что надзор за соблюдением законодательства о транспортной безопасности является приоритетным направлением деятельности транспортной прокуратуры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30