22 июня 2021 22:57

Только в День смеха

Самое страшное – оказаться под обстрелом мелочей, особенно 1 апреля

Стать слушателем рассказов Петра Судейного, относящихся к серии «Из прожитого», да ещё накануне 1 апреля – занятие увлекательнейшее. Всё-таки за плечами этого человека 15 лет работы в качестве главного режиссёра ЦДКЖ.
На первое апреля памятную доску смысла безыдейного друзья внесли и поместили в кабинет Судейного

Пётр Судейный, главный режиссёр Центрального дома культуры железнодорожников
– В нашем репертуаре отдельное место занимают и творческие конкурсы, где представлены работники железнодорожной отрасли, учащиеся учебных заведений, ветераны железнодорожного транспорта, – рассказывает Пётр Иванович. – Заявляя о таких состязаниях, мы хотим сказать: их участники способны заниматься не только перевозками или выполнять другую, связанную с железной дорогой работу – они умеют созидать, будучи одарёнными творческими людьми.

– Но сама по себе организация такого действа подразумевает огромное количество невидимых широкому зрителю мелочей.
– Для нас учесть их – всё равно, что обеспечить половину успеха. За одним подобным выступлением стоит огромный труд не только режиссёрской группы, но и музыкальных редакторов, администраторов и других, причастных к нему лиц. А выход артиста к публике – лишь финальная точка этой истории.
И моя задача, как главного режиссёра, постоянно всё держать под контролем. В преддверии Дня смеха приходит на память недавний эпизод, связанный с проведением в наших стенах одной из железнодорожных структур конкурса красавиц.
Незадолго до его начала, просматривая по обыкновению подготовленный для проведения соревнования антураж, обнаруживаю, что настил сцены в нескольких местах оказался слегка потёртым. Для устранения образовавшихся проплешин есть простейший способ: в воду добавляется немного растительного масла, после чего получившимся раствором эти места затираются, и настилу возвращается изначальный блеск. Этим и прошу заняться наших уборщиц.
Уже принимая выполненную работу, пытаюсь сделать несколько шагов по настилу и начинаю скользить. Оказывается, пол обильно обработан неразбавленным растительным маслом, при том что до начала представления участниц конкурса времени остаётся совсем ничего. И надо было видеть, как весь технический персонал учреждения, вооружившись тряпками и ползая по сцене, затирал пол. Сцене сравнительно скоро было возвращено её рабочее состояние, однако у наших конкурсанток, ставших свидетельницами этих непредусмотренных программой конкурса процедур, случилась истерика. Весь этот «масляный ужас» отбил в девушках всякую охоту выходить на сцену. Слава Богу, мне удалось за закрытым ещё занавесом убедить каждую из них пройти по сцене. Только слепое выполнение «жёсткой» воли режиссёра внесло успокоение в их ряды. Вот вам та нечаянная мелочь, способная сорвать целое мероприятие.

– Действительно, все нюансы даже при самой тщательной подготовке предстоящего события просчитать трудно.
– Но случается и так, что они, неожиданно вплетаясь в сюжет концертов или конкурсов, приводят, я бы сказал, к трогательным ситуациям. Помню, когда ещё был жив великий Магомаев, он вместе с супругой певицей Тамарой Синявской был приглашён на предновогодний концерт к нам в ЦДКЖ. К тому времени Муслим уже не давал публичных концертов, но на такие приглашения откликался, с удовольствием аккомпанируя Тамаре.
И вот, когда их выступление было в разгаре, в зрительном зале отключается свет. В кромешном мраке звучали лишь голос Синявской и аккомпанемент Магомаева. Потом кто-то из зрителей с помощью зажигалки обозначил огонёк, его примеру последовали другие. В процесс включились находившиеся по обе стороны сцены пожарные, задействовав мощные прожекторы. В это же время наш главный инженер успел добежать до энергобудки и передёрнуть там рычаги.
Заканчивается выступление артистов, они под аплодисменты раскланиваются, и в это время загорается свет. Передать словами трогательность этого момента вряд ли возможно. У меня, как, думаю, у всех присутствовавших зрителей, первым делом осталось в памяти, как классно, оказавшись в непредвиденной ситуации, они вышли из неё – во время отключения света у Тамары даже не дрогнул голос, ни разу не сбился, аккомпанируя ей, Муслим. Собственно, это мы и называем настоящим мастерством.

– И как часто вам, как организатору разного рода концертов и конкурсов, приходится, дабы «выйти сухим из воды», импровизировать?
– В нашем кругу принято считать, что наилучшая импровизация та, что многократно отрепетирована. И всё же от форс-мажоров в этой жизни не застрахован никто. А в ряду обрушившихся на наши головы казусов стоит и тот, что связан с выступлением под крышей ЦДКЖ певца Феликса Царикати.
Он отлично работает с публикой. В артистических сферах даже есть присказка: хотите подлинного праздника – зовите Царикати. При исключительных вокальных данных (у него прекрасный баритон) Феликс раскованно ведёт себя на сцене – может выполнить серию акробатических этюдов или пуститься в пляс. А для придания большего эффекта мы при подготовке прибегли к использованию пневмофейерверка. В отличие от огненного, применять который у нас запрещено правилами пожарной безопасности, этот выстреливает многоцветным серпантином.

…Царикати заканчивает своё выступление эффектным номером, в финале которого он не хуже артиста балета на одной ноге делает несколько оборотов вокруг себя. И в момент, когда начинаются эти движения, звучит выстрел из нескольких «орудий». Облако серпантина накрывает вместе с Феликсом всю сцену. И, о ужас, артист, крутясь, как веретено, в миг оказался в плену окружившего его серпантина, став похожим на настоящий кокон. Неимоверными усилиями Феликс разрывает фольгу, допевает последнюю фразу, после чего с гордостью произносит, что да, пусть сегодня существует артист, известный, как «Золотой голос России», но с этого момента у неё появился и свой «Золотой кокон»…

Беседовал Владимир Горелкин
Фото Евгения Надалинского

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30