24 июня 2021 02:39

Цена опоздания

Магистраль сэкономит на штрафах за задержку вагонов в пути

На Северной дороге намерены в этом году на 20% сократить убытки от просрочки доставки грузов за счёт повышения её надёжности, совершенствования отношений с клиентами и собственниками вагонов, а также укрепления позиций перевозчика в судах.
Сейчас магистраль занимает второе место на сети по надёжности доставки грузов. Однако сроки перевозок продолжают нарушаться. Только за два последних месяца, в течение которых надёжность составила 90,4%, дорога получила от грузополучателей более 4 тыс. претензий. Почти все они стали судебными исками. Убытки от выплаты пени за просрочку растут и в 2013-м перевалили за 300 млн руб.

Главные причины невыполнения договорных обязательств – нехватка исправных локомотивов и переизбыток порожних вагонов. Только в январе – феврале было отставлено от движения 523 поезда, львиная доля которых не принята вовремя грузополучателями из-за засилья порожняка. «Необходимо уйти от практики сверхнормативной заадресовки порожнего подвижного состава и повысить надёжность локомотивного парка, – считает начальник Северной дирекции управления движением Сергей Манцевич. – А за поднятием «брошенных» по вине железнодорожников поездов в течение двух суток, как это положено по технологии, мы уже установили особый контроль».

Отслеживать подвижной состав, по каким-либо причинам не попадающий вовремя к грузополучателю, на дороге намерены повагонно. Для этого здесь будет создан дополнительный диспетчерский участок, который позволит координировать перевозки вагонов с нарушенными и критическими сроками доставки. «Наделённый особыми полномочиями специалист будет круглосуточно контролировать своевременность доставки груза и давать задание поездным диспетчерам о первоочередном продвижении вагонов с истекающими либо истекшими сроками доставки», – пояснил начальник Диспетчерского центра управления перевозками службы движения Северной дирекции управления движением Пётр Захожий.

По словам начальника Северной дирекции тяги Анатолия Крутько, для обеспечения перевозок планируется вывести из запаса порядка 100 локомотивов, которые находятся на консервации. А для улучшения технического состояния парка надо дать возможность ремонтным депо в тесном контакте с эксплуатационниками самостоятельно формировать ежемесячные графики постановки локомотивов на ремонт и обслуживание.«Сегодня в дирекции создана группа по расследованию случаев просрочки доставки грузов. Если будет доказана вина ответственных за выдачу локомотивных бригад или за качество содержания машин, они будут наказываться рублём», – добавил Анатолий Крутько.

Рабочие группы, которые будут решать проблемы, приводящие к срыву сроков доставки грузов и порожних вагонов, планируется создать в каждом регионе магистрали. В итоге северяне намерены повысить надёжность доставки на 7% и снизить убытки на 40 млн руб.

Другой рычаг сокращения выплат по искам – умение договариваться с партнёрами. Прежде всего с операторами подвижного состава. Ведь это они подают в арбитражные суды больше половины всех претензий. «Для большинства операторских компаний несвоевременное получение груза клиентом не ведёт к материальным потерям, зачастую им даже выгодно подольше держать избыточные вагоны на путях РЖД да ещё получать при этом пени, – отметил начальник Северного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Сидоров. – Мы провели встречи с рядом операторов и получили от них согласие не предъявлять претензии за нарушение нормативных сроков доставки, если клиент был обеспечен погрузочными ресурсами. А с клиентами решаем проблему, заключая договоры на увеличение этих сроков».

Причиной задержки вагонов в пути могут стать и их отцепки из-за технических или коммерческих неисправностей. В этом случае перевозчик должен представить в суде правильно составленные документы, подтверждающие его невиновность. «Юристы магистрали совместно с Дирекцией управления движением и специалистами ТЦФТО подготовили памятки для работников на линии, где указан порядок оформления первичных документов при отцепке вагона в пути следования, – сообщил начальник юридической службы СЖД Артём Торгашов. – Это позволит повысить качество доказательной базы в судах и будет способствовать вынесению решений в пользу РЖД».

Вместе с тем на СЖД считают, что доводить до суда спорные ситуации, связанные с нарушением сроков доставки, не всегда целесообразно. Иногда выгоднее заключить с истцом мировое соглашение, заплатив ему, к примеру, 30–50% от суммы штрафа. Многие контрагенты согласны получить меньшую сумму, но в короткий срок, нежели дожидаться окончания длительного судебного разбирательства. «Внедрение практики мировых соглашений поможет минимум вдвое снизить убытки от просрочки доставки грузов, – уверен Артём Торгашов. – Но для оперативных расчётов с клиентами по таким соглашениям нужно предусмотреть финансирование. Поэтому руководству компании направлены предложения по выделению средств на реализацию мировых соглашений».

В результате всех принятых мер северяне рассчитывают снизить потери от несвоевременной доставки грузов и порожних вагонов на 61 млн руб. по сравнению с 2013 годом.

Николай Порецкий,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30