14 июня 2021 13:57

Затратные инновации

Желающих рационализировать и оптимизировать инвестиционные ресурсы в размере 260 млрд руб., которые получило ОАО «РЖД» на модернизацию БАМа и Транссиба, становится всё больше. К этому процессу подключилиcь и вагоностроители, которые предложили разработать новые инновационные вагоны с нагрузкой на ось до 27 тонн. По их мнению, если по Дальнему Востоку пойдут поезда весом 8,3–9 тыс. тонн, то это значительно сократит инвестиции в инфраструктуру. В проекте, подготовленном ОАО «РЖД», предполагается зафиксировать вес поезда на 7,1 тыс. тонн. В компании посчитали, во что выльется «рационализация», предложенная вагоностроителями.

Да, теоретически увеличение веса поезда до 8 тыс. тонн может дать экономию на инфраструктурных затратах до 22 млрд руб. Но проблема в том, что на такие нагрузки сеть не рассчитана, и компании потребовалось бы 40 млрд руб. на модернизацию хозяйства энергоснабжения. Учитывая, что на БАМе очень сложный рельеф, ещё 17 млрд руб. необходимо будет «влить» на усиление тяги, то есть на использование сдвоенных и строенных локомотивов. И это ещё не всё. Вагоны весом более 25 тонн на ось имеют увеличенные габариты, им потребуются специальные вагоноопрокидыватели. А в России их только пять, причём на БАМе – всего один. Ориентировочная стоимость такого вагоноопрокидывателя – 200 млн руб.

Вождение тяжеловесных поездов уже было опробовано в конце 80-х. Инновационных вагонов тогда не было, просто брали имевшиеся новые и загружали их «под завязку». Но от этого вскоре отказались. Деформировался путь, разрушалось полотно, и затраты на поддержание и восстановление инфраструктуры значительно превышали эффект от увеличения объёмов перевозок.

Модернизация БАМа и Транссиба – проект сложный и многогранный. И это нужно всем учитывать.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30