20 июня 2021 03:13

Точки спроса

ОАО «РЖД» представило пример решения проблемы пригородного сообщения

На слушаниях в Общественной палате РФ, посвящённых совместному развитию государственных компаний и малых городов, городским руководителям было предложено написать коллективные письма к губернаторам с просьбой получить дотации на пригородные перевозки из федерального бюджета. Только выделение финансирования позволит сохранить транспортную доступность малым городам.
Как пояснил президент Союза малых городов России Евгений Марков, в стране порядка 30 млн человек проживают в небольших населённых пунктах и ещё примерно столько же в районных центрах. «Сейчас в них постепенно ликвидируются филиалы банков, представительства госслужб, образовательные и медицинские учреждения, – замечает Евгений Марков. – Мы бы хотели, чтобы руководство железной дороги реализовывало права на транспортную доступность жителей не только крупных, но и малых городов, которые сейчас рассматриваются как проходные пункты на магистралях».

Сокращение пригородных электричек и в ряде случаев – дальнего пассажирского сообщения действительно наиболее сильно бьёт по небольшим городам и посёлкам. Часто, кстати, дорога является фактически градообразующим предприятием, давая значительную долю отчислений в бюджеты.

Между тем, как показали выступления представителей многих населённых пунктов, их не оставляет надежда, что прежние времена, когда пассажирские перевозки дотировались за счёт грузовых, ещё могут вернуться. По крайней мере, во время бурного обсуждения неоднократно звучали предложения отказаться от пригородных компаний, вернуть перевозки в РЖД, восстановить маршруты, регулировать тарифы, исходя из интересов граждан и высших интересов страны. Мэры пытались напомнить, что компания получает прибыль от грузовых перевозок, которую может направить на эти цели.

С одной стороны, все эти выступления очень напоминали простое иждивенчество, о чём прямо заявил первый зампред комитета по вопросам собственности Государственной думы Валерий Селезнёв. Он предложил разделить все населённые пункты по категориям в плане инвестиционной привлекательности и для каждой категории выработать свою налоговую и финансовую политику.

Но с другой – сами мэры фактически ничего не могли сделать для исправления транспортной ситуации, являясь заложниками процессов, происходящих на региональном уровне. Финансовых ресурсов в муниципалитете практически нет, и, по сути, перед ними сейчас стоит задача найти внутренние возможности для выживания. И здесь как раз всё будет зависеть от личности мэра. Если он предпочтёт (как сейчас большинство) полагаться на помощь федерального центра, то это ничего не даст. Если сможет самостоятельно переломить ситуацию и начнётся развитие – тогда ему помогут и в РЖД, поскольку появятся деловая активность, пассажиры и определённая грузовая база.

Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Максим Шнейдер обрисовал руководителям малых городов ту сложную ситуацию, в которой оказалась компания из-за долгов регионов по пригородным перевозкам. Эти долги (порядка 24 млрд руб.) уже начали угрожать финансовой устойчивости всего холдинга. «Компания всегда выступала против сокращения пригородного и пассажирского движения, понимая, что это приведёт к сокращению и производственных мощностей, и персонала, – объяснил Максим Шнейдер. – Но нам необходимы деньги, чтобы платить зарплату машинистами и обеспечивать безопасность движения, это безусловный приоритет».

Между тем проблема с платежами имеет решение, и это просто вопрос приоритетов для региональных властей. Максим Шнейдер предложил руководителям малых городов написать коллективные письма к своим губернаторам с просьбой подать бюджетные заявки в Минфин на выделение дотаций пригороду. Такая процедура предусмотрена законом. Правда, по его мнению, региональное руководство, скорее всего, на это не пойдёт. Потому что в этом случае в Минфине легко найдут нужные средства в самих же областных бюджетах, указав местным руководителям на большие дисбалансы в их же транспортных предпочтениях. Например, на возможность сократить дорожное строительство. Но для региональных властей это будет очень неудобно.
«Губернаторы считают, что железной дороге можно не платить, ссылаясь на мифическую непрозрачность, хотя у нас управленческий учёт на таком уровне, что мы видим каждую копейку и готовы доказать правомерность любой цифры», – подчеркнул Максим Шнейдер.

Общественная палата приняла рекомендации по скорейшему принятию закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», Минтрансу – ускорить работу над составлением перечня социально значимых маршрутов, а органам местного самоуправления – направить обращения субъектам с требованием о возвращении ранее существовавших маршрутов.

Сергей Плетнёв

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30