28 января 2022 21:58

Бригада горевшего поезда действовала грамотно при спасении пассажиров

Рейс, выпавший на 26 марта, начальник пассажирского поезда Советская Гавань – Владивосток Александр Спиряков, пожалуй, никогда не забудет.
Поездка не предвещала ничего неординарного. Поезд следовал согласно графику, на перегоне разъезд 21-й км – Хевчен была остановка для высадки монтёра пути. Александр к этому моменту, завершив плановый обход, работал с документацией в рабочем купе.

Внезапно раздались непонятный шум и крики. В салоне запахло дымом. «Сначала возникла мысль, что горит наш штабной вагон. Оказалось, это соседний – общий. Навстречу из тамбура выскочили люди, которые сбрасывали горевшую одежду, – вспоминает Александр. – Проводники Алёна Попова и Татьяна Макарова, побежавшие со мной с огнетушителем, потушили одежду и отвели пострадавших в вагон-ресторан».

Сорвав стоп-кран – ведь поезд мог поехать, – проводницы принесли аптечку, начали оказывать доврачебную помощь и попросили поискать, нет ли среди пассажиров поезда медиков.

Сам Спиряков с огнетушителем попробовал подойти к очагу возгорания, но сильное задымление не дало приблизиться. Моментально оценив обстановку, принял решение об отцепке горящего вагона. Лучше его тушить, когда он будет отцеплен от хвостовой и головной части состава, подумал он. И главное, это позволит избежать дальнейшего распространения огня.

В это время проводники Андрей Мороз и Максим Гончар уже вели эвакуацию из охваченного пламенем общего вагона. Менее чем за три минуты его покинули все 36 человек. «Помогли и трое сотрудников Комсомольского линейного отдела транспортной полиции, которые сопровождали поезд. За исключением пяти человек, оказавшихся близко к очагу воспламенения, остальные не пострадали», – рассказал первый заместитель начальника Дальневосточного филиала ОАО «ФПК» Алексей Шишко.

Спиряков связался с локомотивной бригадой. Сперва отцепили общий вагон от хвостовой группы. После оттянули метров на 20–25 и головную часть состава. Горящий вагон, помимо приведённого в действие ручного тормоза, дополнительно закрепили тормозными башмаками – помогли работники вагона-рельсосмазывателя, находившегося в составе поезда. После этого стали тушить огонь. «Все сработали очень слаженно. Среди людей началась было паника, но и с ней справились. Пассажиров из отцепленных вагонов, а это почти 150 человек, разместили в головных», – говорит Александр Спиряков.

Между тем ликвидировать пожар смог только прибывший пожарный поезд со станции Литовко. Как отметили специалисты, потушить его из имевшихся огнетушителей было нереально. Причины – возгорание десятилитровой ёмкости со спиртом, давшее большой очаг воспламенения, и быстрое распространение огня.

Все детали происшествия ещё устанавливаются следствием. По факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»). Тем не менее обстоятельства известны. В Комсомольске в общий вагон сели два пассажира, отец и сын. С собой у них в сумке была канистра со спиртосодержащей жидкостью. Уже в пути следования с целью распития они решили перелить её в более мелкую тару, но часть пролили на пол. Попутчики пытались собрать пролитое тряпкой, возник характерный запах. Видимо, чтобы поскорее это скрыть, один из них зажёг огонь, надеясь, что остатки спирта выгорят. «Конечно, такие действия никакой логике не поддаются, ведь это была прямая угроза. Огонь вспыхнул и тут же добрался до канистры», – говорит Алексей Шишко.

Один из распивавших решил отбросить ёмкость в нерабочий тамбур, но произошел хлопок и моментальное воспламенение.

В настоящее время четверо из пяти пострадавших (у одного наиболее тяжёлое состояние – 35% ожога) находятся в клиниках Хабаровска и Уссурийска. Кроме того, у многих пассажиров сгорели документы, деньги, вещи. Ущерб понёс и перевозчик – порядка 1,8 млн руб. Вагон выгорел полностью и восстановлению не подлежит. Хотя он не был новым, но в своё время прошёл капитальный ремонт и ещё бы служил не меньше трёх лет.

И всё же, рассуждает Алексей Шишко, если бы не профессиональные действия поездной бригады, последствия могли бы быть куда серьёзнее. Представьте: кругом тайга, ни крупных населённых пунктов, ни автодороги. А ближайший пожарный поезд находится почти за 100 км.
«Проводники общего вагона, молодые ребята, не растерялись, быстро эвакуировали людей, благодаря чему удалось минимизировать повреждения и травмы пассажиров. Мы оцениваем их действия как правильные и решительные. То же самое можно сказать и о начальнике поезда. У Александра Спирякова хотя небольшой опыт работы в этой должности, на железнодорожном транспорте он больше пяти лет. Имеет хорошие технические знания, всегда показывал себя исполнительным, грамотным специалистом», – подчеркнул Алексей Шишко.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31