21 июня 2021 06:19

Паровоз на ротонде

Одновременно с первой в России Царскосельской железной дорогой были построены помещения для обслуживания и ремонта поездов.
Это были прямоугольные здания со стойлами и примитивным оборудованием для мелкого ремонта. Назывались они паровозными или вагонными сараями. Позже их стали называть на европейский манер – депо. Интересные подробности раскроет программа «Легенды железных дорог».

К открытию Николаевской дороги возросшее число паровозов и, как следствие, потребность в дополнительных подъездных путях потребовали совершенно иного подхода к планировке депо. Основоположник российских железных дорог Павел Мельников постановил строить на станциях первого и второго класса круглые депо в виде ротонд.

Ротонды на Николаевской дороге представляли собой кирпичные сооружения диаметром 64 м. Они были поделены на 22 расположенные по окружности секции, из которых четыре были сквозными. Эти сквозные секции использовали для въезда паровозов в депо и в качестве мастерских. Остальные 18 служили стойлами для отстоя локомотивов.

Стойла снабжались смотровыми ямами для ремонта. Паровоз въезжал в депо и становился на поворотный круг, который находился в центре ротонды и оборачивался вокруг своей оси. Это разворотное сооружение являлось, пожалуй, главной конструкцией и изюминкой круглого депо. От него пути расходились по стойлам или на выезд. Паровоз плавно разворачивали, выравнивали с примыкающими к поворотному кругу рельсами, и он мог двигаться дальше в нужном направлении.

Вместе с тем условия работы в депо были далеки от комфортных: плохое освещение, запах гари и копоть усугубляли нелёгкий труд паровозных бригад и ремонтников. Как правило, машинисты и их помощники сами обслуживали свои локомотивы, а иногда и помогали в ремонте. Но зато и паровозы у них выглядели как новенькие.

Смотрите программу «Легенды железных дорог» в эфире и на сайте rzdtv.ru.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30