17 июня 2021 02:28

Рейс на «отлично»

Лучшими становятся те, кто пришёл в профессию по призванию

Депо Перерва встречает огромными синими воротами, способными впустить под крышу целый поезд. «Вырезанная» в них обычная, в человеческий рост дверь то и дело распахивается – перед сменой здесь многолюдно. Молодёжь – в основном помощники машинистов – оживлённо разговаривает, а машинисты, проходя мимо, сообщают напарникам: «Я ушёл на машину».
С входа в эти исполинские ворота вот уже 27 лет начинается каждая смена машиниста Олега Козьменкова. За эти годы он стал машинистом самого высокого – первого класса, а по итогам отраслевого соревнования в прошлом году получил звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте».

Сегодня он управляет одним из самых современных электропоездов – ЭД4МК. Помощник машиниста торопливо подбегает забрать с пути тормозной башмак, электричка трогается и, медленно извиваясь на переплетении стрелок, уходит из депо.

Когда эти комфортабельные пригородные экспрессы только пришли на дорогу в 2009 году, машинистов для них отбирали с особой тщательностью. Предстояло освоить нечто новое в пригородном сообщении – повышенную скорость, новый уровень сервиса, отсутствие остановок в пути. Казалось бы – без остановок проще. Но повышенная скорость – это повышенная ответственность. Тут нужно хорошо знать профиль пути, чтобы быстро реагировать на любую ситуацию и вести состав плавно, без резких перепадов скоростей. Кандидатуру Козьменкова, как раз перед этим получившего первый класс машиниста, утвердили быстро.
– Он человек опытный, всю жизнь в этом депо проработал, отлично знает все плечи, – говорит машинист-инструктор Олег Орлов. – Спокойный, а это в нашей работе очень важно. В его бригаде никогда конфликтов не возникало. Он умеет учиться и учить. Сейчас в депо работают машинистами ребята, которые начинали у него помощниками. Достойные кадры воспитал Олег Павлович.

Козьменкову и самому повезло с наставником. Кажется, совсем недавно это было, удивляется машинист. Он окончил московское железнодорожное училище и пришёл в депо помощником. На путях – сплошь «эрки», сегодня их осталось в Перерве только две из почти сорока электричек. Теперь на ходу электропоезда серии ЭД, прозванные «большеглазыми» за свои большие лобовые стёкла.

Свою первую поездку Олег Павлович хорошо помнит.
– Это был февраль, мело, – рассказывает он. – Ехали в Тулу. У меня, конечно, была масса впечатлений! Хоть и практиковался до этого, а всё же настоящая поездка – совсем другое дело. Машинистом был Виктор Дмитриевич Кобзев, сейчас он уже на пенсии. Очень ему благодарен, он как-то умел всё разъяснить, подсказать не только понятно, но и очень вовремя. Я ещё и вопрос не задал, а он уже нужную информацию сообщает. Мы с ним проработали около трёх лет, я всему у него научился.

Дорога произвела на него большое впечатление. А ведь Олег был уже не вчерашним школьником – после училища успел отслужить на военном корабле Северного флота. Условия суровые, просторы необъятные. Много чего повидал. И всё же сухопутные железнодорожные «корабли» удивляли его и восхищали – летит по городам и лесам большая, но такая чувствительная машина, которая реагирует на каждое твоё действие, слушается тебя. Тогда-то и понял, что не ошибся с выбором профессии.

Любит он свою «большеглазую». И как бывает обидно видеть состав, расписанный вандалами! Они успевают разукрасить его за несколько часов, пока машинист отдыхает между рейсами.
– К сожалению, это очень часто случается, – разводит руками машинист. – А это значит, надо вызывать полицию, фиксировать повреждения. На это уходит время. Потом ещё в депо вагоны простоят – художества закрасить надо. А они сейчас такими красками пользуются – например, со стёкол не отмываются. Да что говорить – проблема большая и убытки немалые. Да и внутри много чего умудряются снять и унести – ручки, обшивку, планки металлические… Жалко, что мы с этим практически ничего сделать не можем.

Вот и получается, машинисты ведут поезд, отвечая за жизни пассажиров, – и едут плавно, и прибывают минута в минуту. А пассажиры тем временем рубят сук, на котором сидят: разбирают электричку, калечат. Не все, конечно, но даже если таких вандалов мало, от этого не легче.

Есть у Олега Павловича любимое направление – на Серпухов. Не только потому, что там его дом, нравится путь, на котором мало изогнутых платформ – это главная опасность для локомотивных бригад. Посадку-высадку пассажиров наполовину не видно, а легкомысленные люди, что прыгают с платформ и перебегают через пути, тоже плохо видят приближающийся поезд.

И тем не менее от работы Олег Павлович, по его словам, в основном получает удовольствие. Мужское это дело, настоящее – поезд вести. Ему оно нравится.

…«Желтый входной, не больше 60», «150 метров, не более 10», «остановка», – машинист и помощник повторяют каждую фразу напарника. Поезд прибыл на конечную станцию. В пути обошлось без происшествий, всё хорошо. Вот так и работают лучшие машинисты – каждый рейс на «отлично».

Наталья Цыплева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30