22 июня 2021 02:21

Укрупнение колонн сместит акценты в работе с бригадами

В статье «Прозрачный рейс», опубликованной 4 февраля, «Гудок» рассказал об эксперименте в локомотивном хозяйстве Северной дороги. Хочу поделиться своими соображениями на этот счёт, опираясь на опыт работы руководителем службы технической политики ГЖД и заместителем начальника дороги по локомотивному хозяйству.
Михаил Букин, начальник Горьковской Детской железной дороги, к.т.н
Сразу скажу: привычно работать колоннами, в которых около трёх десятков локомотивных бригад. Машинист-инструктор хорошо знает всех, он имеет возможность каждый месяц совершать с ними поездки, обсуждать работу, чему-то научить, в чём-то помочь.

На Северной дороге размер колонны увеличили до 95 бригад. Машинистов-инструкторов специализировали: одни из них ведут занятия с бригадами, принимают зачёты; другие – проводят контрольные поездки, делают замечания по безопасности движения. И это им, как говорит один из машинистов-инструкторов, «развязывает руки» в инспектировании, поскольку работать над устранением нарушений – уже не их задача.

Новый подход всегда вызывает интерес. Однако опыт Северной дороги – это случай задуматься, кроме прочего, над вопросом: куда мы идём? Судя по цифрам, в депо, где проходит эксперимент, контрольных поездок и занятий по их итогам много. Но насколько они эффективны?

Совершенно очевидно, что единственный машинист-инструктор, который назначен руководителем колонны, не успеет поработать индивидуально с каждой из почти сотни бригад. А ведь именно такие занятия лучше всего совершенствуют у машинистов навыки вождения поездов. Вот и сами организаторы эксперимента, как мы видим дальше из материала, задумываются: не снизить ли число бригад в укрупнённой колонне до 70–80 с увеличением штата машинистов-инструкторов.

Стоит ли специализировать машинистов-инструкторов? Если их задачи сводятся не к обучению, а просто к выявлению недостатков, тогда кто это – машинист-инструктор или ревизор? Судя по поставленным задачам, по ведению дела – ревизор. Но тогда неизбежны потери локомотивной бригадой профессионализма, человеческих отношений, связи между бригадой и машинистом-инструктором. А ведь он должен быть для бригады старшим товарищем, наставником, мастером своего дела, к которому можно обратиться за советом. Который, может быть, даже в чём-то готов будет её защищать, понимая потенциал локомотивщиков. А это путь к кризису профессионального мастерства.

Да, надо спорить, предлагать, пробовать новые подходы. Но есть на железнодорожном транспорте вещи, основы которых не подлежат корректировке. Среди них, на мой взгляд, роль машиниста-инструктора как ключевой фигуры в перевозочном процессе, который должен и учить локомотивную бригаду, и заботиться о ней.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30