21 июня 2021 01:15

Нам нужна идеология созидания

Чтобы транспорт развивался, необходимо менять общественное сознание

Вячеслав Рыбкин, президент Союза строителей железных дорог (ССЖД)
– Вячеслав Георгиевич, вы в ваших выступлениях называете важной миссией ССЖД повышение инвестиционной привлекательности железнодорожной отрасли. Что конкретно для этого может сделать союз?
– Важно показать отрасль с положительной стороны. При этом не создавать имидж или образ, а выявить сильные стороны отрасли и продемонстрировать её потенциал. Казалось бы, значимость транспорта в такой большой стране, как наша, все осознают. Но, к сожалению, в обществе сейчас сложилось отношение к транспорту не как к виду производства, а как к некому затратному механизму, в который сколько денег ни вложи – всё мало, а польза от него весьма относительна. Вот это мнение нужно менять. И мы стараемся этому способствовать, показывая, что вложенные деньги не просто работают, но работают на благо людей.
Мы подписали меморандумы о сотрудничестве со всеми ведущими транспортными вузами нашей страны. Благодаря этому студенты будут проходить практику на производстве в компаниях – членах нашего союза, бывать на реальных производственных стажировках в других странах.
Союз начал системно заниматься выстраиванием партнёрских отношений между организациями различного профиля, которые участвуют в создании транспортной инфраструктуры.

– Какие мероприятия вы для этого проводите?
– Организуем узкоспециальные семинары, где разъясняются и обсуждаются те или иные новшества в законодательстве и технологиях. Проводим международные конференции с более широким кругом вопросов. К ним есть интерес со стороны и ОАО «РЖД», и строительных компаний, и учёных. Так, в прошлом году мы провели конференцию по вопросам защиты населения и объектов инфраструктуры от шума и вибраций. Это проблема всех видов транспорта: шум производят летящие самолёты, потоки машин, а вибрацию создают поезда в метро, обычные поезда и высокоскоростные «Сапсаны» на железных дорогах. Она особенно актуальна для крупных городов. На конференции приводились новейшие результаты исследований учёных, методология контроля и проектирования, рассматривались возможные варианты решения проблемы. Компания «СоюзТрансСтрой», специализирующаяся на проектировании, производстве, строительстве шумозащитных экранов и виброзащите искусственных сооружений и зданий вдоль железнодорожных путей, показала свои новые разработки. Приятно, что наш опыт ценится в мире, у нас учатся. И нам есть чему поучиться у иностранных коллег.

– С какими государствами уже налажены контакты в том, что касается железнодорожного строительства?
– Прежде всего это европейские страны – Германия, Австрия, Франция, Чехия. Очень важно для нас, что развиваются взаимоотношения и с азиатскими странами – Китаем и Южной Кореей. Такое общение, я считаю, очень важно. Успешен ведь не тот, кто сидит на сундуке со своими проектами и планами, а тот, кто способен быстро внедрять новшества и пользоваться ими. Надо делиться опытом, а не делать из него тайну. Вместе мы сможем сделать больше.

– В последние десятилетия у нас строится очень мало новых железных дорог. Каковы, на ваш взгляд, причины?
– Вы задели очень больной вопрос. Свобода перемещения, которую, кстати, декларирует Конституция, многим нашим соотечественникам, к сожалению, всё ещё малодоступна. Причин много: во-первых, у нас огромная страна, во-вторых, мы пережили сложные годы перестройки, после которых промышленность и экономика только сейчас восстанавливаются. Далее идут вопросы приоритетов сегодняшней государственной политики развития транспорта.
Что можно изменить? Нам всем нужно меняться. У нас в сознании засел ряд мифов. Один из них укоренился ещё в начале 90-х – что рынок регулирует всё. Но уже выяснилось, что ничего он не регулирует, потому что рынок – это дикая стихия. Нормы и правила должны устанавливать государственные институты, они определяют правила поведения во всех сферах. Если государство будет продолжать внедрять идеологию общества созидания, а не общества потребления, то будет и развитие. Пока эта идеология созидания только формируется. Посмотрите на олимпийские объекты в Сочи. Много скептиков сомневалось, что страна справится с их возведением в столь короткий срок. Прошло семь лет, и мир сегодня смотрит на них с восторгом и изумлением.

– Но будут ли они востребованы теперь, после Олимпийских игр? Не получится ли, что огромные деньги вложили в разовое мероприятие?
– Думаю, нет. Во всяком случае, разработан план использования всех олимпийских объектов на пятилетку. Красная Поляна, к которой проложили железную и автомобильную дороги, должна стать одним из спортивных и курортных центров страны. Однако если мы будем гнаться лишь за коммерческой эффективностью, интерес к Сочи быстро угаснет. Нужно, чтобы отдых здесь был доступен людям. Об этом, кстати, говорил и президент страны. Возможно, стоит выдавать профсоюзные путёвки, отраслевые. Я знаю, что поездкой на Олимпиаду были премированы многие железнодорожники. Это пример для подражания!
Ну а у нашей организации ещё и технический интерес к олимпийской транспортной инфраструктуре. Мы планируем провести конференцию, обсудить опыт строительства и интенсивной эксплуатации железной дороги. В Сочи менее чем за неделю с начала Игр электропоезда «Ласточка» перевезли свыше полумиллиона пассажиров.

– Принимает ли участие союз в продвижении другого крупного проекта – строительства ВСМ Москва – Казань?
– Меня, как президента ССЖД, включили в состав технического совета ОАО «Скоростные магистрали» и предложили в состав общественного Экспертного совета Минтранса. В этих органах будет выражено общее мнение экспертов, которых смог объединить наш союз.
В конце прошлого года у нас начали работать экспертные комиссии по трём направлениям: «железнодорожная автоматика, телемеханика, связь», «железнодорожное энергоснабжение и электрификация», а третье направление мы обобщённо назвали «земля» – «верхнее строение пути и искусственные сооружения». Мы собрали лучших специалистов из числа учёных и производственников, а также руководителей РЖД. В ноябре и декабре уже прошло несколько заседаний по вопросам строительства ВСМ. В частности, обсуждалась проблема разработки нормативно-технической документации для создания высокоскоростных магистралей в России. Но эти комиссии не будут сосредотачиваться только на ВСМ, они станут обсуждать все насущные задачи отраслевого строительства.
Что же касается ВСМ, то есть утверждённый правительством план-график строительства магистрали, он соблюдается. Сделано обоснование инвестиций, и оно получило положительное заключение Главгосэкспертизы. Следующий этап – собственно проектно-изыскательские работы, которые будут проводиться на конкурсной основе.

– Как вы оцениваете влияние СРО на железнодорожное строительство?
– В стране отменили государственное лицензирование, заменив его институтом выдачи допусков СРО. Профессионала теперь оценивает профессионал. И я считаю, это правильно.
Повысил планку и заказчик работ – ОАО «РЖД». Развивается здоровая конкуренция. Есть стимулы повышать эффективность. Строительные организации и их поставщики должны постоянно заботиться о новых материалах и оборудовании, которые в последующем снизят себестоимость работ. И тут важно, что с помощью союза партнёры могут находить друг друга. Вот пример: компания ЗАО «СетьСтройЭнерго» приобрела итальянские машины для замены проводов контактной сети, которые позволяют выполнить работу за одно «окно» вместо прежних пяти. Это, несомненно, снизит общую себестоимость данной операции и, кроме того, сэкономит драгоценное время.
Союз строителей железных дорог участвует и в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы строительства в России. Но мы вправе выдавать лишь экспертные рекомендации. Узаконить нормы может только Минстрой России. Эта база не может рождаться за закрытыми дверями чиновничьих кабинетов. Без науки и экспертов не обойтись. И если кто-то об этом забудет, то мы своей активной гражданской позицией напомним, что есть Союз строителей железных дорог, объединяющий профессионалов.

Беседовала
Наталья Цыплева

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30