22 января 2022 00:26

Тариф один для всех

Чтобы работники компании перестали быть сапожниками без сапог, пришлось дойти до Верховного суда

Суд вернул забайкальским железнодорожникам дешёвый проезд в пригородных поездах. Но торжество справедливости увеличило задолженность компании-перевозчика.
Эта история началась в прошлом году, когда вышел приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (РСТ), согласно которому работники РЖД были выделены в отдельную категорию пассажиров. Для них в пригородном сообщении на территории края в пределах Забайкальской дороги действовал экономически обоснованный, а не субсидированный тариф, как для всех остальных забайкальцев.

Руководитель РСТ Виктор Паздников в интервью интернет-порталу «Чита.ру» летом прошлого года объяснял это решение так. Около 80% затрат, которые несёт ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (ЗППК), приходится на услуги ОАО «РЖД»: предоставление подвижного состава, его текущий и капитальный ремонт и т.д. Соответственно, структурные подразделения РЖД должны платить за перевозку своих работников по себестоимости этой услуги, а региональный бюджет не обязан компенсировать перевозчику разницу между его расходами и доходами от продажи билетов железнодорожникам, как в случае с остальным населением.
«Помимо рядовых граждан, услугой по проезду в пригородных поездах пользуются и железнодорожники по служебным надобностям, за них с ЗППК расплачиваются структурные подразделения РЖД, – обосновывал свою позицию Виктор Паздников. – Кроме этого, в качестве дополнительной соцгарантии работники РЖД пользуются правом бесплатного проезда по личным надобностям, стоимость которого также оплачивается работодателем. По сути это платная услуга для предприятий РЖД, которая должна оплачиваться по экономически обоснованному тарифу».

В результате работникам РЖД пришлось платить за проезд в родном пригородном поезде в разы больше, чем остальным пассажирам. Если обычный забайкалец покупал билет на определённое расстояние, например, за 102 руб., то его земляк-железнодорожник ехал за 942 руб.

Право бесплатного проезда в железнодорожном транспорте общего пользования, которое положено работникам дороги по Коллективному договору, стало обходиться в копеечку. По Налоговому кодексу эта льгота не что иное, как доход, полученный в натуральной форме, а значит, облагается 13-процентным налогом на доходы физических лиц. На деле получилось, что при проезде на расстояние начиная с четвёртой тарифной зоны (участка) сумма налога превышала стоимость билета, которую платили «простые смертные».

Желающих ездить втридорога нашлось немного. Работники РЖД практически перестали пользоваться железнодорожным транспортом. По данным ЗППК за январь текущего года, их осталось менее 4% от общего объёма пригородного пассажиропотока.
«Железнодорожники жаловались на эту несправедливость, и дорога была вынуждена обратиться в прокуратуру», – рассказал «Гудку» генеральный директор ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» Николай Гаджала.

Закон действительно был нарушен: законодательство запрещает устанавливать тарифы в индивидуальном порядке, допуская лишь предоставление льгот и преимуществ определённым категориям, а не установление увеличенных тарифов для конкретных физических лиц, в том числе по признаку места работы. При этом механизм возмещения перевозчику потерь в доходах в связи с установлением льгот определён исключительно из бюджетов соответствующих уровней, а не за счёт хозяйствующих субъектов.

Забайкальский краевой суд учёл эти моменты, а также то, что РСТ фактически вмешалась в договорные отношения двух юридических лиц, что выходит за рамки полномочий этой службы. Требование краевого прокурора об отмене повышенного тарифа для железнодорожников было отменено. Руководитель РСТ, однако, с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу в Верховный суд РФ.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда оставила решение Забайкальского краевого суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Согласно определению коллегии, услуги по перевозке работников ОАО «РЖД» должны оплачиваться по тарифу для населения.

Можно было бы порадоваться торжеству закона и тому факту, что железнодорожники начали возвращаться в электрички, но беда в том, что крайней оказалась компания-перевозчик.

По словам Николая Гаджалы, дирекции, которые оплачивали пригородной компании услуги по перевозке их работников по экономически обоснованному тарифу в соответствии с решением РСТ, потребовали вернуть переплаченные средства, а это около 4 млн руб.
«Как эти деньги возвращать, когда у нас и без того, как известно, средств не хватает? А большую часть того, что получаем, перечисляем в моторвагонную дирекцию», – рассказал директор компании-перевозчика.

Финансовое положение Забайкальской пригородной пассажирской компании усугубляет долг региона по компенсации расходов на пригородные перевозки, накопленный с 2011 года, – более 1,6 млрд руб. Это с учётом переуступки долга Забайкальского края за 2012 год перед предыдущим перевозчиком – ОАО «Краспригород».

Сергей Донцов,
соб. корр. «Гудка»
Чита

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31