16 июня 2021 19:59

Я всегда на посту

Водитель Герасимов считает, что его работа сродни пограничной службе

Уже несколько месяцев восстановительный поезд № 3091 Московской железной дороги живёт спокойно. Впрочем, был один срочный выезд в Воскресенск – на учения. В тот день, когда пришёл приказ, водитель Константин Герасимов как раз находился на дежурстве.
– Мастер сообщил, – рассказывает он, – что на перегоне Москва – Рязань с рельсов сошли несколько грузовых вагонов и в одном из них загорелся уголь. Надо было как можно быстрее прибыть на место происшествия и вместе с пожарными, ликвидировав последствия схода, восстановить движение поездов. Вся дежурная смена поехала с комфортом в купейных вагонах, а мне как всегда пришлось в своей аварийно-восстановительной летучке трястись по дорогам, по пути прихватив рабочих из другой смены. Но на место аварии мы прибыли почти одновременно с восстановительным поездом. Дороги мне хорошо знакомы, поэтому выбирал оптимальный маршрут. И сразу же включился в работу – стал помогать стропальщикам и такелажникам.

Задача стояла непростая: надо было в течение часа установить мощный кран грузоподъёмностью 125 тонн и ещё за час убрать с пути опрокинувшиеся вагоны. Они уложились в срок. Не подкачали и пожарные, успешно справившись с заданием.

Конечно, ЧП было искусственно смоделировано на учебном полигоне, и никакого перерыва в движении поездов в тот день не было. Однако с подобными, а то и куда более серьёзными ситуациями приходится нередко сталкиваться и в реальной жизни. Поэтому восстановительные поезда всё время находятся в боевой готовности.

Минувший год был спокойным. До рождественских праздников восстановители выезжали на линию, чтобы помочь убрать автомашину MAN с полуприцепом, упавшую с эстакады на рельсы Малой кольцевой железной дороги. Но раз на раз не приходится. Лет пять назад, вспоминает мой собеседник, произошло крушение грузового поезда у станции Листвянка в Рязанской области, и из опрокинувшихся цистерн разлились и загорелись нефтепродукты. На устранение последствий тогда ушла неделя.

– А самый первый выезд на линию помнишь? – спросил я.
– Конечно, – ответил он. – Такое не забывается. Я поступил на работу помощником машиниста крана ВП-3091 в самый канун 1987 года. А 4 января пришёл приказ выехать нашему поезду на станцию Яничкино. Там маневровый машинист с составителем поездов не заметили тупиковую призму и снесли её, при столкновении завалились три цистерны. Нам пришлось их поднимать. И всё это для меня тогда было в новинку.

Константин рассказал, что родился в семье железнодорожников. Его мать Мария Ивановна более 30 лет проработала стрелочницей на станции Москва-3, а отец Николай Иванович – почти 30 лет водителем в дистанции гражданских сооружений в Раменском. Дети пошли по их стопам. Сестра Ирина уже 20 лет трудится на столичной магистрали. А Константин, окончив СГПТУ, ушёл в армию. Служил в пограничных войсках на Дальнем Востоке. А когда вернулся домой, дядя предложил пойти помощником машиниста крана на восстановительный поезд. Там Константин освоил работу стропальщика и такелажника. И тут начальник поезда Андрей Новиков предложил: «А ты не хотел бы водителем поработать? Мы как раз новую машину получили». Константин согласился. С тех пор прошло уже более 20 лет. Когда-то его обучали вождению, а теперь на выучку к нему молодых водителей направляют. Так сейчас, например, эту школу проходит его сменщик Олег Петров.

– Неужели за столько лет вас не пытались переманить на более спокойную или более денежную работу? – спросил я Константина.
– Предложений хватало. Квалифицированные кадры везде требуются. Но мне моя работа нравится. Она сродни пограничной службе. Мы ведь тоже находимся на боевом посту. Да и вообще в нашей семье не принято бегать с места на место. У меня и жена Ольга уже 25 лет отработала оператором поста централизации на станции Москва-сортировочная. Да и дочь Татьяна, окончив МИИТ, была начальником станции Фаустово, пока не ушла в декретный отпуск.

На Московской магистрали ценят преданность. Начальник дороги Владимир Молдавер вручил в прошлом году Герасимову награду – знак «За безупречный труд на федеральном транспорте. 20 лет». Он её, безусловно, заслужил. Да и не один он.
– А вы знаете историю восстановительных поездов? – встретил меня вопросом начальник ВП-3091 Денис Григорьев. – В 1889 году были приняты «Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования», и в них предусматривалось создание так называемых вспомогательных поездов. В 1936 году их переименовали в восстановительные и передали управлениям железных дорог. А при реорганизации структуры управления уже в наше время их подчинили Дирекции аварийно-восстановительных средств – своего рода железнодорожному МЧС. Сегодня на столичной магистрали работают 24 состава аварийно-восстановительного формирования. Наш – один из старейших на сети дорог.

Григорьев возглавил ВП-3091 недавно, но в самом начале своей карьеры он несколько лет проработал здесь и теперь возвратился в родной коллектив.

– С перебазированием нашего поезда на территорию бывшего рефрижераторного депо появились отличные возможности для развития, – с удовольствием рассказывает он. – Да и технику в последние годы удалось обновить. Нам поставили две рефрижераторные секции, которые являются автономными электростанциями. При чрезвычайных ситуациях, в частности при обледенении проводов и отключении электропитания, с их помощью мы обеспечиваем аварийное подключение постов централизации. Мы приобрели кран «Сокол» с телескопической стрелой. Радует, что уже освоен выпуск кранов, с помощью которых можно производить восстановительные работы без отключения напряжения в контактной сети. Мы закупили также легковые машины «Волга», «Нива», аварийно-восстановительную летучку на базе грузового «КамАЗа».

Понятно, что управлять новой техникой могут только квалифицированные специалисты. Такие, как Константин Герасимов. Начальник восстановительного поезда отметил, что «он – настоящий профессионал». И этим всё сказано.

Владимир Чистов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30