20 июня 2021 14:59

При допуске к профессии нужно учитывать не установленный когда-то диагноз, а текущее состояние здоровья работника

Минтранс России подготовил проект приказа о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования.
Одно из приложений к этому документу содержит обновлённый перечень медицинских противопоказаний для осуществления работ, связанных с движением поездов. Их стало значительно меньше. В частности, расширены возможности возвращения работников в свои профессии после проведения высокотехнологичных медицинских операций.
«Современные медицинские технологии очень сильно изменили представления о том, какие профессии могут быть доступны человеку с теми или иными заболеваниями, – говорит главный кардиолог ОАО «РЖД» Алексей Зудин. – Но загвоздка в том, что базовые требования к состоянию здоровья железнодорожников на протяжении многих лет остаются неизменными. Например, такая тяжёлая форма ишемической болезни сердца, как стенокардия, всегда являлась противопоказанием к работе в операторских профессиях из-за угрозы развития инфаркта миокарда. В том же перечне – некоторые виды аритмии, которые могут привести к срыву сердечного ритма. Современная хирургия позволяет не просто избавить человека и от стенокардии, и от аритмии, но и вылечить его практически в полном объёме. Однако дальше происходит странная вещь. Человек практически здоров, но, поскольку когда-то диагноз был ему установлен, он по-прежнему не допускается к работе».

Потребовалось много усилий, в том числе вице-президента ОАО «РЖД» Олега Атькова, чтобы подготовить изменения в действующий перечень противопоказаний. По мнению отраслевых медиков, решающим фактором при допуске к профессии должен стать не установленный когда-то диагноз, а состояние здоровья работника после его лечения и прогностическое заключение лечащих его врачей.

В случае подписания приказа Минтранса РФ противопоказаний к работе в операторских профессиях останется ещё немало. Это, например, перенесённые инфаркт миокарда, инсульт, тромбоэмболия лёгочной артерии, тяжёлые виды аритмии, при которых угроза сердечной катастрофы остаётся, несмотря на имплантируемый кардиостимулятор.

Другой вопрос, что количество подобных угроз с появлением современных способов медицинской помощи тоже сокращается. По мнению отраслевых медиков, очень важно использовать это обстоятельство для поддержания работоспособности специалистов особенно с учётом того, что проблема кадрового голода становится год от года всё острее.

По словам начальника сектора медицинского обеспечения безопасности движения поездов департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Артёма Шашкова, положения нового приказа очень сильно перекликаются с требованиями к состоянию здоровья работников операторских профессий, которые действуют в Европе. «Там тоже ограничивают допуск людей к профессии при определённых заболеваниях. Мы проанализировали и сравнили – фактически сейчас у нас такие же подходы, как в Европе и в мире», – заметил он.

В настоящее время проект приказа поступил на согласование в департамент здравоохранения ОАО «РЖД». Одновременно Минтранс направил его на рассмотрение в Минздрав, Минюст, профсоюзы и т.д. Есть основания полагать, что документ начнёт действовать уже в текущем году.

В слову, вопрос о необходимости пересмотра перечня медицинских противопоказаний возник ещё в декабре 2007 года. Выступая на медицинском совете департамента здравоохранения ОАО «РЖД», главный профпатолог компании Анатолий Цфасман отметил, что подготовка классных специалистов – машинистов локомотивов, диспетчеров – требует немалых усилий, времени и материальных затрат. Но, когда такой специалист достигает возраста 35–40 лет, накопив к этому времени громадный опыт, у него часто возникают проблемы со здоровьем и его отстраняют от профессии. «В ряде случаев это действительно неизбежно, но нередко проблему можно решить, используя возможности медицинской реабилитации», – говорит эксперт.

Первый шаг в направлении смягчения медицинских требований к работникам, связанных с движением поездов, был сделан в сентябре 2012 года, когда первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов подписал распоряжение «О проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров машинистов, работающих без помощника, и работников локомотивных бригад, обслуживающих скоростные и высокоскоростные поезда».

Прежде считалось, что машинисты, переходящие на работу «в одно лицо», должны быть идеально здоровы. В отличие от машинистов, работающих с помощниками, им требовалось проходить многочисленные дополнительные исследования: суточный мониторинг ЭКГ, ультразвуковое исследование сердца, гастроскопию и т. д. Перечень медицинских противопоказаний для них был куда более жёстким, чем для обычных машинистов.

Суть распоряжения заключалась в том, что к машинистам и кандидатам на работу без помощника, а также на скоростных и высокоскоростных поездах стал применяться тот же перечень медицинских противопоказаний, что и к обыкновенным машинистам. Единственное отличие – они должны проходить комплексные обследования не раз в два-три года, как обычные машинисты, а ежегодно.

В результате большинство машинистов получили возможность претендовать на работу без помощников или на высокоскоростных поездах, что почти на 40% увеличило резерв этих специалистов.

Андрей Ивахнов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30