15 июня 2021 16:37

Лавины предлагают заморозить

В весенние месяцы накопившиеся на горных склонах сугробы представляют серьёзную угрозу безопасности движения поездов. Поэтому учёные ищут способы остановить снежные лавины.
В настоящее время в наиболее опасных местах возводятся защитные галереи, сотрудники МЧС расстреливают массивы снега из пушек, пытаясь направить их в сторону от железнодорожных линий. Принимаются и другие меры по защите магистралей от лавин. Но, как правило, они требуют существенных затрат.

Учёные ОАО «ВНИИЖТ» недавно предложили в этих целях использовать успешный опыт борьбы с оползнями в местах оттаивания вечной мерзлоты. Как сообщил главный научный сотрудник института Пётр Дыдышко, исследования показали, что лавины сходят из-за потери устойчивости снежного массива.

Это происходит при возникновении в нижней части сугробов рыхлого слоя и перекристаллизации снега при его таянии и выпадении дождей. Поэтому если грунт на склонах заморозить, то можно будет избежать неконтролируемого сползания лавин.

Разработанное учёными института устройство промораживания грунта и нижних слоёв снега состоит из наклонных испарителей и вертикально устанавливаемых конденсаторов.

Испарители, предназначенные для охлаждения поверхности склонов, представляют собой трубы из алюминиевого сплава диаметром 32 мм и длиной до 80 м.

Причём на место работ их можно транспортировать свёрнутыми в цилиндрическую спираль диаметром 1,8 м. Это значительно облегчает процесс доставки материалов даже в труднодоступные места.

При монтаже трубы распрямляют и укладывают на глубину до 10 см в грунт. В верхней части склонов устанавливают конденсаторы, которые подают в испарители охлаждающий состав.

Он циркулирует в трубах, понижая температуру нижней части снежного покрова до отрицательных значений. Таким образом в лавиноопасных местах появляются по сути гигантские холодильники, замораживающие грунт и способные обеспечить безопасность движения поездов.

По расчётам специалистов института, общие затраты на оборудование одного лавиноопасного участка подобным устройством составят около 5 млн руб. Такая сумма составляет небольшую часть от ущерба железным дорогам при возможном обвале на путь больших масс снега.

По мнению Петра Дыдышко, внедрение данного способа предупреждения схода лавин на магистралях, проложенных в горных районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Урала и Северного Кавказа, позволит значительно повысить на них безопасность движения поездов.

Кроме того, можно будет сэкономить на строительстве дорогостоящих защитных галерей, козырьков и других капитальных объектов на склонах вдоль железнодорожных линий.

Андрей Владимиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30