24 июня 2021 08:46

Приграничный сканер

Пункту пропуска нужна специальная система контроля вагонов

Через пограничный переход Махалино – Камышовая – Хуньчунь (Китай), который три месяца назад возобновил регулярную деятельность, сегодня можно везти только уголь, хотя грузоотправители заинтересованы в экспорте и другой продукции. Но для этого требуется установить современную досмотровую систему контроля вагонов.
К сожалению, государственные органы не спешат с решением вопроса о финансировании этих работ.

Потенциал для развития перевозок через российско-китайский погранпереход имеется немалый. На Дальневосточную магистраль постоянно поступают заявки грузоотправителей на экспорт леса, руды, металлолома, удобрений и других грузов. Кроме того, дорога совместно с ООО «Морской порт в бухте Троицы» (Зарубино) прорабатывает транзитные интермодальные маршруты по отправке контейнеров из Китая в Японию и Южную Корею. (Кстати, в конце января был открыт код припортовой станции Сухановка по параграфам 8Н10Н, и порт Зарубино теперь готов принимать к обработке универсальные и рефрижераторные контейнеры, поступающие по железной дороге.)

Развитие перехода Махалино – Хуньчунь обещает значимый социально-экономический эффект. Наряду с морскими пунктами пропуска Посьет и Зарубино он входит в международный транспортный коридор «Приморье-2». «Его модернизация позволит значительно увеличить объёмы перевозок грузов, в том числе в контейнерах, между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Благодаря этому появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые отчисления в бюджет, что в свою очередь даст новый толчок развитию Хасанского района Приморского края», – пояснил заместитель начальника службы международных связей ДВЖД Алексей Коротун.

Однако для освоения перспективных объёмов пограничный переход необходимо оборудовать инспекционно-досмотровым комплексом (ИДК), который путём сканирования вагонов и контейнеров позволяет без разгрузки контролировать перевозимые грузы. Стоимость такой системы – порядка 200 млн руб.

Ещё в ноябре 2012 года на совещании у полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе территориальному управлению Росграницы было поручено принять меры по включению проекта модернизации железнодорожного перехода в Федеральную целевую программу «Государственная граница РФ (2012–2020 годы)». Проект предусматривал установку стационарного досмотрового комплекса в 2014 году. Однако никаких решений по этому вопросу до сих пор не принято.

Модернизация Махалино в программу не вошла, подтвердила помощник руководителя Дальневосточного территориального управления Росграницы Наталья Макаревич. Согласно постановлению правительства России № 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ», с подобной инициативой должен выходить либо федеральный орган исполнительной власти, либо администрация субъекта Федерации – в данном случае Приморья. Предусмотрена и определённая процедура. «Нужно подготовить пакет документов, в том числе экономический расчёт и обоснование затрат средств из федерального бюджета на реконструкцию пункта пропуска. Это работа не одного часа», – отметила представитель Росграницы.

Ещё один вариант решения вопроса – на условиях государственно-частного партнёрства, но, по словам Натальи Макаревич, пока ни один инвестор не заявил предложение в Росграницу.

Отметим, что ОАО «РЖД» в свою очередь вложило достаточно крупную сумму в возобновление работы пограничного перехода – как в восстановление инфраструктуры приграничной линии и передаточной станции Камышовая, так и в подготовку обустройств и зданий для нормальной работы контролирующих органов.

Павел Усов,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30