20 июня 2021 17:01

Льготное неравенство

В Минвостокразвития России предлагают пересмотреть критерии субсидирования льготных межрегиональных пассажирских авиаперевозок на Дальнем Востоке, которые поддерживаются из федерального бюджета.

В министерстве считают, что нужно упростить и расширить условия дотаций.

В частности, предложено увеличить предельную дальность субсидируемых маршрутов с 1,3 тыс. до 3,7 тыс. км, отменить ограничение пассажиропотока по маршруту в 10 тыс. человек в год и снизить требования к частоте полётов с трёх до одного рейса в неделю.
«Надо понимать, что мы субсидируем не количество рейсов, а транспортную доступность в регионе, – отметил первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов. – В большинстве дальневосточных субъектов Федерации дорог вообще нет, и самолёт – единственная возможность для населения куда-то выехать».

Что говорить, цель благая. Однако на практике выходит, что авиарейсы субсидируются на тех направлениях, где активно работает железнодорожный транспорт.

Так, авиакомпания «Якутия» в рамках федеральной программы в 2014 году будет перевозить по специальным льготным тарифам пассажиров по маршрутам Хабаровск – Нерюнгри, Иркутск – Нерюнгри, Хабаровск – Благовещенск, на которых регулярно курсируют пассажирские поезда.

В результате Дальневосточная дорога в последние годы теряет пассажиров. В 2012-м, когда программа субсидирования авиаперевозок уже вовсю действовала, пассажирооборот магистрали сократился на 4,9% по отношению к предыдущему периоду, тогда как по сети он вырос на 3,4%. Спад продолжился и в прошлом году, который принёс минус в 8,3%.

Не последнюю роль в развитии этой тенденции сыграла господдержка авиаперевозчиков. В том числе благодаря ей авиакомпании могли более широко применять гибкую систему тарифов и предлагать билеты на самолёт дешевле, чем стоит проезд в купейном вагоне скорого поезда, притом что время в пути следования, конечно, несопоставимо.

Вероятно, всё же при дотировании социально значимых перевозок следует учитывать интересы и возможности перевозчиков всех видов транспорта.

Тогда и субсидии распределялись бы более адресно, и проблемы транспортной доступности действенно решались бы там, где они наиболее остры.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30